Польский сектовед: Нужно воспитывать у людей здоровое критическое мышление
09 декабря 2014Специальным гостем VII Cовещания православных сектоведов Беларуси стал эксперт из Польши. Петр Томаш Новаковский — доктор хабилитат педагогических наук, профессор Люблинского католического университета имени святого Иоанна Павла II, член Международной ассоциации сектоведения со штаб-квартирой в США. Корреспондент Church.by беседует с польским ученым в офисе Информационно-аналитического центра имени преподобного Иосифа Волоцкого.
— Почему люди попадают в секты?
— Это непростой вопрос, потому что, как у нас говорят в Польше, «чтобы танцевать танго, нужны как минимум двое». С одной стороны, необходима особая предрасположенность человека к уходу в секту, с другой стороны — она должна сопровождаться особыми методами рекрутирования со стороны секты.
На кого секты обращают повышенное внимание? Например, на молодежь: она открыта ко всему новому, находится в поиске своего мировоззрения, своего пути, у нее есть энергия, которая может быть использована сектами. Затем — люди среднего возраста, переживающие возрастной кризис: исполнилось сорок лет — и человек вдруг понял, что жизнь потрачена впустую, пора всё начинать с нуля. И, конечно же, пожилые. У них нет такой энергии, как у молодых, зато есть избыток свободного времени. А порой у них есть деньги, которые могут пригодиться секте.
Еще фактор — ситуационный, например, состояние кризиса. Кто-то перенес потерю близкого человека, кто-то потерял работу, кому-то пришлось сменить место жительства…
Далее — семейные факторы. Ребенок из авторитарной семьи, став взрослым, может искать такого же окружения в религиозном контексте, может искать «сильную руку», «отца» в лице некоего гуру. Если человека в семье недолюбили — он, возможно, уйдет в секту в поисках любви.
Некоторые люди податливы по своей природе. Они наивны, они верят всему подряд. Во Вроцлаве один бывший военный объявил себя Иисусом Христом — и ему удалось собрать много таких наивных последователей, которые поверили в его божественную сущность. Как-то раз журналист спросил у него: «Считаете ли вы себя Христом?» Тот ответил: «Нет, я и есть Христос!»
— Это о предпосылках со стороны потенциального адепта. А как вербуют?
— Например, в ходу известный метод «бомбардировки любовью». Был такой случай в Кракове: студент потерял родителей и остался один в большом доме. Кто-то посоветовал ему сдать две комнаты внаем кришнаитам. В той критической ситуации, когда молодому человеку требовалась помощь, они такую помощь оказали. Они были внимательны, чутки, словом, были просто «бальзамом» для его души, а в один прекрасный день начали спрашивать: может, ты присоединишься к нашим молитвам, может, ты сходишь на наши мероприятия?.. Он чувствовал себя обязанным и отказать не смог. В конечном итоге парень уехал в Индию. Потом он секту покинул, но на тот момент это оказало на него большое влияние.
Далее, используется метод flirty-fishing, изобретенный Дэвидом Бергом, лидером секты «Семья». Де-факто это проституция, когда член секты, женщина или мужчина, вступает в интимные отношения с кем-либо, но не ради создания семьи, а ради приобретения сектой еще одного неофита. Сектанты могут играть на заниженной самооценке отдельных людей, расточая им комплименты.
Секты используют различные виды прикрытия. Частое явление — так называемые фронтовые организации, организации-сателлиты, которые формально независимы, а на деле руководятся сектами. Абсолютным чемпионом в этом деле был Сан Мен Мун. Его секта использовала около трехсот фронтовых организаций. В Польше действовали четыре, среди них — CARP, «Студенческая ассоциация изучения принципа», которая во второй половине 1990-х годов считалась самым обычным студенческим сообществом и имела офисы в Гданьском и Ягеллонском университетах. Сейчас этих офисов уже нет, но, по имеющимся у меня данным, CARP до сих пор предпринимает попытки вербовать польскую молодежь.
Нетрадиционные религиозные течения могут использовать в качестве «камуфляжа» науку: к примеру, «Трансцендентальная медитация» преподносит себя как психотерапию, а на самом деле это религия. Секты любят прикрываться медициной. Была такая группа «Небо», ее лидер Богдан Кацмайор объявил, что исцеляет людей Духом Святым. Примечательно, что однажды была проведена психиатрическая экспертиза его состояния, и результаты показали, что он атеист…
Секты часто рекламируют себя, используя лица известных людей. Классический образец — сайентология, причем скорее не сайентологи платят знаменитостям за рекламу, а наоборот — актеры и другие персонажи светской хроники платят сайентологам за услуги. С сайентологией связаны, к примеру, Том Круз, Джон Траволта.
— И как этому противостоять? Вряд ли стоит рассчитывать на репрессивные меры…
— Некоторые считают, что лучший метод превентивной работы против сект — запугивание. Но это путь в никуда. Мы должны не пугать сектами, а информировать о них.
Важно также формировать у молодых людей здоровое критическое мышление, сильный характер, сильную волю. Не развито волевое начало — не хватит сил выбрать правильный путь, даже если все нужные знания у тебя имеются.
— Кто занимается проблемой сект в Польше? Церковь, государство, негосударственные организации, все вместе?
— В Польше была специальная комиссия в системе МВД, которая занималась проблемой сект. Впрочем, после смены правительства она была распущена, в 2000 году вышел последний государственный доклад по теме сект, и с тех пор государство этой проблемы не видит. Занимается сектами Католическая Церковь, занимаются созданные «снизу» общественные организации, которые поддерживаются Церковью. Очень активная сеть групп, которые работают с проблемой сект, получает поддержку от доминиканского ордена.
Доминиканцы, кстати, говорят, что их цель №1 — помочь человеку, освободить его от влияния секты, а не обратить в свою веру. А если он сам потом захочет стать христианином — что ж, это его добровольный выбор.
— Какие у Вас впечатления от Беларуси?
— Сразу скажу: я был в разных сектоведческих центрах мира. И белорусский Центр Иосифа Волоцкого мне кажется самым лучшим. Архивы этого Центра — одни из лучших в мире. Видно, что собрать их стоило большого труда.
А впечатления от страны в целом — самые позитивные! Других я и не ждал. Ведь поляки и белорусы — близкие по духу славянские народы.
Беседовала Татьяна Кузнецова