Епископ Карпассийский Христофор: Межправославный аналитический центр по вопросам сект следовало бы создать в Минске

23 июля 2014

Собеседник корреспондента Church.by — епископ Карпассийский Христофор (Тсяккас). Иерарх Кипрской Православной Церкви, занимающийся проблемами сектантства, стал гостем VI совещания православных сектоведов Беларуси.  

Владыка, какие у Вас первые впечатления от нашей страны?

— Я нахожусь здесь по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Слуцкого Павла и по приглашению нашего дорогого друга и коллеги Владимира Мартиновича[1]. С самого начала я и мои спутники почувствовали любовь со стороны наших белорусских братьев и сестер. Мне радостно гостить у вас.

Православному человеку, живущему на постсоветском пространстве, кипрское общество может казаться более традиционным, более приверженным христианской ортодоксии. Неужели на Кипре проблема сект так остра?

— Нетрадиционная религиозность не знает границ. Секты распространяются очень быстро и зачастую просто неуловимы. Проблема в том, что большинство этих групп изначально заявляют о себе не как религиозные организации, а как философские или благотворительные сообщества. Сектантские учения нередко имеют наукообразный вид. Они, как правило, обещают людям решение проблем — например, избавление от болезней.

Современный человек с его упрощенным образом жизни становится готов принять то, с чем к нему обращается секта. На моей родине Православие пустило глубокие корни, но, несмотря на это, деструктивные секты находят способы увлечь людей.

Нельзя сказать, что одни люди находятся под угрозой попадания в секту, а другие нет. Под угрозой находятся все. Порой мы думаем, что в секты идут люди малообразованные, но это ошибка. Секты предлагают решение проблем людям разного интеллекта и разного социального положения, скрывая при этом свои настоящие цели.

Сотрудничает ли Кипрская Церковь с государством на пути противодействия сектам?

— Конечно, у Церкви и государства совершенно разные миссии. Однако у нас общий объект внимания — это граждане. Когда человеческой личности угрожают порабощение и разрушение, тогда мы ищем сотрудничества с государством, чтобы вместе противостоять этому. Допустим, если мы обнаруживаем деструктивную секту под прикрытием медицинской помощи, то считаем своим долгом сообщить об этом государству, чтобы оно приняло меры и защитило граждан. И наоборот: если государство находит некую организацию опасной для людей, оно может известить об этом Церковь, чтобы она также приняла меры со своей церковной стороны.

Вы успели познакомиться с белорусским сектоведческим опытом. Вызвало ли что-то у Вас интерес?

— Я впечатлен последовательностью и системностью работы, которая проводится здесь, в Минске, в Центре Иосифа Волоцкого. Дерзну даже сказать, что, наверное, этот Центр не имеет аналогов во всем православном мире.

Иметь в своем распоряжении такую структуру — это, как мне представляется, большая честь для Минской епархии и ценное приобретение для Митрополита Павла. Думаю, что в белорусской столице имеется прекрасная база для создания межправославного аналитического информационного центра по вопросам сект.

Почему Вы избрали именно эту миссию? Спрашиваю, потому что работа профессионального сектоведа — это риск, причем часто в прямом смысле слова: риск здоровьем и жизнью…

— Никогда не видел отца, который бы просто смотрел, как страдает его чадо, и не рисковал бы ради спасения своего ребенка! Самая главная черта любого родителя — это дух жертвенности.

Я священнослужитель, епископ, я знаю Евангелие, знаю, что есть организации, которые уводят человека от правды и от Христа… Значит, я обязан защитить людей, дать им нужную информацию, помочь им остаться с Христом.

Мы с коллегами не создаем какой-то особой идеологии, не пытаемся никому доказать, что правда у нас. Мы пытаемся явить людям эту правду, показать ее и распространить.

Православие — это Свет. Когда ты являешь Свет, показываешь его, все остальные понимают, где мрак.

На самом деле мы с сектами не «боремся», если понимать под этим силовое противостояние. И православную веру мы — нет, не защищаем, а являем, показываем людям, чтобы они могли сами отличить ложь от истины. Но это задача всей Церкви, поэтому я не считаю, что наше послушание столь уж специфично и подходит лишь немногим.  

Вспомните апостолов, вспомните святых отцов: вы увидите, что они делали то же самое, что и мы. К примеру, апостол Иоанн Богослов написал Евангелие, чтобы ответить на вызов одной из ересей его эпохи, адепты которой учили, что Христос не был истинным человеком и что Боговоплощение было мнимым, иллюзорным. А Вселенские Соборы? Они ведь тоже созывались тогда, когда возникали новые ереси и православным нужно было в ответ на это формулировать и уточнять правое учение.  

И сейчас православные сектоведы ежегодно собираются вместе. В этом году такая встреча запланирована на сентябрь. Примечательно, что она состоится в пределах Русской Церкви. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла она пройдет в Санкт-Петербурге.  

Вы говорили, что от попадания в секту не застрахован никто. Хотя обычно считается, что в этом плане одна из самых уязвимых групп — молодежь. Как сегодня Церковь должна проповедовать молодому сердцу?

— У Церкви есть свой уникальный способ защиты людей от сект. Это литургическая жизнь. Когда есть настоящий приход с насыщенной духовной жизнью, туда приходит молодежь и обретает там смысл бытия.

Приходы должны создать условия, чтобы молодежь не чувствовала там себя чужой. Если молодежь не найдет на православном приходе тепло, понимание, любовь, поддержку, утешение, надежду, то за всем этим она пойдет в секту. И попадет в ловушку: ведь для сект сам человек не важен, важна лишь выгода, которую можно из него извлечь.

Что, на Ваш взгляд, нужно делать, чтобы не утратить ощущение вселенскости Православия, укрепить межправославные связи?

— Они укрепляются, насколько я могу судить по себе. Не так давно Владимир Мартинович посещал нас на Кипре. Я несколько дней назад был в Санкт-Петербурге. Через две недели отправлюсь в Сербию. Короче говоря, я постоянно нахожусь в общении с братьями и сестрами из других Поместных Церквей.

Замечательно, что удается проводить межправославные встречи, на которых можно поделиться своим опытом и самому позаимствовать опыт. Это еще раз свидетельствует о том, что мы — единое Тело Христово.         

[1] Доктор теологии Венского университета, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии, руководитель Информационно-консультативного центра имени преподобного Иосифа Волоцкого при Минской епархии Белорусского Экзархата.

Church.by