Протоиерей Сергий Лепин: Главное — сохранять спокойствие, любовь и молиться о благополучном разрешении сложившейся ситуации

16 октября 2018

top.jpgО том, как отразится на простых верующих разрыв евхаристического общения между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом, рассказал в интервью TUT.BY председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин.

Верующие Русской Православной Церкви не смогут молиться и причащаться в храмах Афона, подтвердил отец Сергий.

Гора Афон в Греции — сообщество православных монастырей, которым управляет Константинопольский Патриархат. Это одно из самых почитаемых мест у православных верующих.

— А можно ли просто присутствовать на богослужениях там?

— Существуют правила, которые запрещают молиться с еретиками и раскольниками, но есть варианты по их применению. Некоторые считают обязательным не участвовать в таинствах раскольников и еретиков, а другие готовы запрещать даже посещение храмов, принадлежащих приходам, которые не состоят с нами в общении. Я пока оставлю этот вопрос открытым, думаю, мы получим разъяснения в ближайшее время. Но если решать этот вопрос ригористически, то да — если с раскольниками нельзя молиться, значит, нельзя молиться и с афонитами. Если они не перейдут на сторону Московской Патриархии в этом противостоянии, разумеется.

— БПЦ вела переговоры с Афоном, планировала привезти мощи святого Пантелеимона в Беларусь в 2019 году. Что теперь?

— Пока нет информации об этом, и мы не знаем, как афониты отреагируют на произошедшее в Минске. Технически возможно все, ведь некоторые мощи мы получали в дар от католиков, например. Почему нет?

— С точки зрения РПЦ больше нельзя молиться не только на Афоне, но и в православных церквях Стамбула.

— Принцип локации тут неважен. Храмы Европы, Стамбула, Греции — той ее части, которая подчиняется Константинопольскому Патриархату. Главный принцип: если храм является храмом Константинопольского Патриархата, то в нем верующим Русской Православной Церкви нельзя участвовать в таинствах: исповедоваться, креститься, причащаться и так далее.

— Звучат опасения, что из-за новой ситуации могут появиться проблемы с доставкой в Беларусь такой православной святыни, как Благодатный огонь…

— Вероятно, даже все те, кто вчера присутствовал на Синоде, сейчас не могут ответить на все технические вопросы, которые логически возникают из принятого решения. Я думаю, что такие вопросы будут решаться в процессе, по мере приближения каких-то дат и событий.

*16 октября пресс-секретарь Святейшего Патриарха Кирилла священник Александр Волков заявил российским журналистам, что Благодатный огонь смогут приносить в Россию. «Он приносится из Иерусалима, от патриарха Иерусалимского».
В Украине православные белорусы смогут молиться только в храмах, которые находятся в подчинении митрополита Онуфрия (Украинская Православная Церковь Московского патриархата). Впрочем, так было и до вчерашнего дня, уточняет протоиерей Сергий Лепин.

— И раньше верующие Московской патриархии и всех других поместных церквей, в том числе и Константинопольской, не могли участвовать в таинствах и богослужениях украинских расколов.

— В Европе есть архиепископия православных русских церквей, где молятся потомки российских беженцев. Центр архиепископии находится в Париже — можно ли молиться там?

— Если речь идет о верующих нашей церкви и о храмах Константинополя, то, где бы они ни находились и какого бы местного уровня подчинения они ни были, они на данный момент являются закрытыми для верующих Русской Православной Церкви. Для участия в таинствах — однозначно. Это относится и к русскому экзархату Константинопольской Православной Церкви, который находится в Европе.

— Как обычному человеку понять, где чья церковь?

— Как правило, церкви имеют опознавательные таблички. Вы можете прочитать, что это за церковь и в чьем подчинении она находится. Можно просто спросить, чей это храм, у его обитателей. Пока я просто просил бы не путать Константинопольский Патриархат с Элладской Церковью, с Кипрской, да и с другими греческими Церквами. В Европе предостаточно церквей, которые относятся и к Русской Православной Церкви, и к другим Церквам, с которыми на данный момент РПЦ находится в каноническом общении. Но главная рекомендация — сохранять спокойствие, любовь и молиться, чтобы эта печальная ситуация, которую мы имеем сегодня, разрешилась благополучно и чтобы всё было, как раньше, чтобы между Константинополем и Москвой ничего не стояло. Паникеры только усугубляют последствия этого разделения.

— Есть люди, которые в комментариях в соцсетях пишут: как вообще можно запретить молиться в каких-то церквях? И сообщают, что будут молиться там, где хотят.

— Церковь делает свои предписания только для тех, для кого они актуальны: для своих чад. Если нет — тут я ничего не могу сказать, и приводить канонические основания для таких людей бессмысленно. Как говорил поэт, «Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу»… Но если это для кого-то действительно важно, то такие запреты основываются на 10-м, 45-м и 65-м правилах Святых апостолов, а также на 33-м правиле Лаодикийского собора.

С точки зрения Русской Православной Церкви люди, которые принимают таинства Константинопольского Патриархата, будут считаться раскольниками.

А люди, соучаствующие в расколе, несут на себе то бремя канонической ответственности, которое возложено на раскольников.

— Правда, что человек, который примет причастие в церкви Константинопольского Патриархата, должен будет покаяться?

— Формально это так, да. Раскол всегда раскол. С точки зрения канонической дисциплины это вменяется верующим во грех, и они должны в этом каяться. Константинополь в этом смысле для Русской Православной Церкви, в данном случае, не исключение — раз уж было заявлено, что это раскол.
Протоиерей Сергий Лепин отмечает, что большинство православных верующих Беларуси изменения не сильно затронут.

— 99,9% наших верующих, наверное, и так в своей жизни не видели ни одного константинопольского прихода и ни одного константинопольского священнослужителя. Многие и собственные храмы-то не часто видят. Прежде всего ощутят изменения люди, которые были задействованы в богословских диалогах, церковной дипломатии, международных конференциях, организации экскурсий и паломничеств. Разрыв евхаристического общения с церквями Константинопольского Патриархата определенным образом повлияет на научно-богословскую жизнь нашей страны, поскольку она была плотно вовлечена в некоторые международные богословские проекты. Но есть и просто люди, которые переживают за жизнь церкви, за ее строй и благополучие: неважно, путешествуя или ведя оседлый образ жизни.

Church.by