Выступление Митрополита Павла на международной научной конференции «Религия и образование в светском обществе опыт, проблемы, перспективы». Минск, 27-28 мая 2014 года

27 мая 2014

Православная Церковь в современном белорусском обществе: смысл образовательных инициатив

Досточтимые организаторы и участники форума!

В первую очередь позвольте мне выразить сотрудникам Национальной академии наук благодарность за приглашение принять участие в настоящей конференции. Тема нашей встречи задает рамки проблематики, важной для всего белорусского общества, независимо от его религиозной и конфессиональной принадлежности.

За тот небольшой срок, который я несу послушание Предстоятеля Белорусской Православной Церкви, мне удалось убедиться в существовании уже сформировавшейся традиции отношений между Церковью и государством в сфере образования. Это и республиканские Программы сотрудничества Церкви с Министерством образования, и конкретные разновозрастные программы духовно-нравственного воспитания, различные совместные конференции, а также целые площадки, на которых апробируются различные аспекты наших партнерских отношений. Среди таких площадок можно особо упомянуть Институт теологии Белорусского государственного университета, который готовит теологов и религиоведов, то есть фактически создает пространство встречи светской и религиозной мысли для наших соотечественников.

Каков же смысл нашего сотрудничества? Каковы цели, перспективы, а также проблемы, требующие нашего внимания?

Всякое размышление требует терминологической определенности. По крайней мере, к ней нужно стремиться, понимая, что жизнь, безусловно, богаче того, что можно определить в терминах.

Именно это богатство жизни мы видим тогда, когда обращаемся к словам, составляющим тему нашей встречи. «Религия», «образование», «светскость». Каждое из этих понятий имеет свою историю, а вместе с тем и огромные смысловые контексты, задающие конфигурацию общественных отношений, ту или иную культуру.

Наше время определяется тем, что мы продолжаем формировать культуру, сохраняя и реконструируя то лучшее, что нам досталось из предыдущих эпох. Общество находится в поиске, и мы должны предлагать ясные проекты для будущего.

У нас нет никакой возможности вдаваться в тонкости становления понятия светскости. Наверное, достаточно будет, если мы вспомним то, как принцип светскости закрепляется в нашем белорусском законодательстве.   Речь   идет   о   следующих   нормативных   документах: Конституция Республики Беларусь, закон «О свободе совести и религиозных организациях», Кодекс об образовании.

Позволю себе процитировать ст. 4 Конституции: «Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». Здесь, думается, отражено то существенное, что вкладывается в принцип светскости в различных государствах при всем многообразии смысловых оттенков обсуждаемого понятия, а именно: отсутствие единой обязательной идеологии для граждан.

Однако, очевидно, что всякий общественный институт, претендующий на полноценное участие в гражданской жизни, имеет некую систему оценок, которую и предлагает в качестве желательной для общества в целом. Задача государства при этом заключается в том, чтобы создать условия возможности выбора, а также предохранить граждан от воздействия деструктивных идеологий (ст. 5, 16 Конституции).

Здесь мне бы хотелось сделать несколько замечаний принципиального характера.

Первое касается возможности отождествления понятий светскости и нейтралитета. Иногда в практике общественных отношений мы встречаемся с нежеланием должностных лиц разрешить ту или иную гражданскую инициативу под предлогом нарушения некоего идеологического баланса. «А вдруг обидятся католики? А у нас еще есть и баптисты», — говорят в таких случаях. И оказывается, что должностное лицо помогает не тому, чтобы граждане различных конфессий могли реализовать свои права, а делает все, чтобы не допустить никого к осуществлению законных прав. При этом декларируемый нейтралитет является на деле вакуумом, который обязательно заполнится, ведь, как говорится, «свято место пусто не бывает». И когда наши дети в поиске развлечений начинают пробовать наркотики, то реабилитация оказывается гораздо более трудоемкой, чем профилактика.

Второе замечание вытекает из первого и касается необходимости включения в объем понятия светскости того, что мы все подразумеваем под ответственностью. В ст. 15 Конституции Республики Беларусь говорится: «Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь». Ответственность не может быть безличной. А это означает, что мы должны ориентироваться на воспитание личностей. И бережно охранять личное начало от всего, что его разрушает. Это возможно только тогда, когда сами чиновники будут осознавать себя ответственными личностями, когда закон будет восприниматься не как средство запрета, а как регулятор гражданских инициатив.

Не могу не привести несколько примеров того, как светскость, теряя связь с ответственностью, оборачивается против здоровья самого общества. Речь идет о так называемом гендерном равенстве. Само по себе совершенно справедливое утверждение о равноправии женщин и мужчин в последнее время приводит к дискриминации тех граждан, которые не согласны с навязыванием гомосексуальной идеологии. Во Франции несогласие распространялось не только на законность регистрации однополых браков, но еще более на возможность этих людей усыновлять детей. Но голоса несогласных не были услышаны. В Германии правительство земли Баден-Вюртемберг разработало план реформы школьного образования на 2015-16 год. В целом, в плане реформ, состоящим из 32 страниц, слово «сексуальный» встречается 20 раз[1]. В соответствии с требованиями данной реформы тема гомосексуализма и «многообразия форм сексуальной жизни» должна быть не просто темой какого-то отдельного урока, а пронизывать насквозь всю школьную программу, начиная с начальной школы, и входить в состав таких предметов, как история, немецкий язык, иностранный язык, биология, физкультура, музыка, этика, обществоведение, основы христианства и природоведение.

Протесты немцев, также как и французов, не были услышаны. В результате, как мне недавно довелось узнать, люди оказываются перед выбором — покинуть Родину либо участвовать в нравственном убийстве собственных детей, и некоторые действительно стремятся покинуть страну для духовного самосохранения.

Простите мне эти вопиющие примеры. Они иллюстрируют два тезиса: то, что обеспечение равноправия, без понимания того, ради чего эти права реализуются, является опасным для жизни общества. Второе — мы видим, что система образования является ключевым пространством, в котором происходит формирование системы оценок.

Завершая свое краткое выступление, хочу сказать, как мне представляется роль религии в системе образования. Начну с цитаты из хорошо известного документа — Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. В нем говорится: «Не настаивая на том, чтобы церковная система оценок была единственно принятой в светском обществе и государстве, Церковь, однако, убеждена в конечной истинности и спасительности пути, открытого ей в Евангелии» (ХIV.2).

Убеждение в спасительности Евангельского пути побуждает нас свидетельствовать об идеалах христианской жизни. Речь не идет о создании некой «христианской математики» или «православной физики». Мы верим, что преподавание естественнонаучных дисциплин, свободное от предвзятого отношения к религии, способно навести человека на вопрос о бытии Бога. И делом его свободного выбора будет сказать Богу «да» или «нет».

Главная задача присутствия религии в системе образования заключается в том, чтобы сохранить возможность выбора и дать силы идти по выбранному пути. Слово «образование» мы, христиане, возводим к слову «образ». Смысл образования поэтому заключается в реконструкции образа Божия    в    человеке,    что    достигается    в    первую    очередь    созданием определенного педагогического пространства, где ребенок может развивать свои творческие способности. Не столько знание, сколько воспитание, преодоление греха — вот наша цель в образовательном и воспитательном процессе. Христос Спаситель призывал своих последователей познать истину — и «истина сделает вас свободными», — говорил Он. А «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 32, 34).

Нам нужно вместе думать о том, как это делать. Многое уже сделано. Главное, повторяю, — это суметь ответственно подойти к задаче формирования личности, что требует личной ответственности каждого участника педагогического процесса.

Нельзя перекладывать все тяготы воспитания будущих поколений на детские сады и школы. Семья остается основой нашего общества. Существуют центры досуга, спортивные секции. Наконец, существуют воскресные школы, духовные училища, семинарии и академии. Наша обязанность перед будущими поколениями — быть солидарными партнерами, а не жить в предрассудках друг о друге, разрушая хрупкую гармонию души, которая как чудо расцветает только там, где есть доверие, мир и любовь.

Благодарю вас за внимание.

 

+ Павел,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси

27-28 мая 2014 года

Church.by