Выставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия» экспонируется в Гомеле
17 октября 2014С 26 октября по 23 ноября 2014 года в картинной галерее Г.Х. Ващенко (Гомель, ул. Карповича, 4) экспонируется выставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия». Доступ ежедневный, с 10:00 до 19:00, без обеденного перерыва. Вход для многодетных семей бесплатный. Телефон кассы: (+232) 777-520.
Организаторы выставки: Гомельская епархия Белорусской Православной Церкви, фонд «Фрески Руси», государственное учреждение «Картинная галерея Гавриила Харитоновича Ващенко», центр материнства и детства «Ладушки».
Проект Юрия Холдина (1954 — 2007) «Свет фресок Дионисия — миру», по мнению известных экспертов, стоит в авангарде нового направления, определяющего современный язык и пластику в представлении широкой аудитории XXI века малодоступных шедевров древнерусской пространственной фресковой иконописи. Образы знаменитого собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где почти в первозданности сохранилось около 300 композиций Дионисия, созданных более 500 лет назад, со всеми их тончайшими цветовыми и художественными нюансами, органично воспринятые взглядом современного художника в объемном архитектурном и свето-воздушном пространстве древнейшего памятника, обрели новую жизнь. Искусством светописи создан на сегодняшний день единственный в мировой практике прецедент адекватного прочтения замысла великого иконописца XV века, осмысленного диалога двух эпох, искусств, художников.
Выставка неоднократно экспонировалась на художественных и музейных площадках. За восемь лет передвижная экспозиция побывала в Третьяковской галерее, Музее архитектуры им. Щусева, Музее декоративно-прикладного искусства, ЦВЗ «Манеж», Политехническом музее, в Музее-заповеднике «Коломенское», в Санкт-Петербургской академии художеств; ее смогли увидеть жители Великого Новгорода, Костромы, Курска, Иваново, Нижнего Новгорода, Липецка, Воронежа, Новосибирска, итальянских городов Мерано и Альмезе (Торино). В 2012 году (в год 510-летия ферапонтовских фресок) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла более 400 работ мастера светописи были оставлены в постоянной экспозиции Музея Храма Христа Спасителя в Москве.
Подход Ю. Холдина впервые представил собой не искаженно-фрагментарную, плоскостную иллюстрацию фресок, как это делалось в фотографической и издательской практике на протяжении всего ХХ века, а позволил включить зрителя в образный строй целостного восприятия храмового пространства, при определенной освещенности раскрывающегося как «небо на земле».
Это уникальная работа — и художественная, и научная одновременно. Исключительно высокий качественный уровень воспроизведения созданного материала связан с новаторской разработкой в области физики света и в области цветоведения. По мнению авторитетных специалистов, это не только «переворот в нашем искусствоведении и книгоиздании», но и «рождение нового жанра», открывающего «жизнь иконописных образов в сакральном пространстве».
Одно из наиболее точных определений произведений Ю. Холдина: «икона иконы», «созерцание созерцания». Его художественный перевод с языка фресковой иконописи на язык светописи — это опыт видения, созерцания, «умозрения в красках» современного мастера; опыт откровения, который исключает ремесленный повтор, возникающий при копировании. Благодаря искусству фотографии, строящемуся по законам линейной перспективы, передавшему бесконечную глубину времени ушедшего, с одной стороны, с другой — показавшему иконописные образы без малейшего искажения, либо нарушения канона, осуществилась связь времен. В новом изобразительном формате усилился объем и полифония звучания классического наследия. Светописный образ ферапонтовского собора, представленный глазами современного художника без единой тени земного мира, изменил ракурс видения и глубину постижения изобразительной культуры Золотого века русской иконописи XIV-XV веков, привлекая постепенно всё более обширную аудиторию.
Высочайшие художественные достоинства и научные открытия в работе Юрия Холдина вызвали мгновенный резонанс в среде творческой интеллигенции, но последнее время аудитория известного проекта смогла оценить и другие стороны многолетнего подвижнического труда мастера светописи. Главную и бесспорную его заслугу сегодня видят в том, что он сумел найти новый путь представления особо охраняемых государством шедевров древнерусского искусства и тем самым отстоять право народа на доступ к национальным святыням.
Подробности на сайте www.dionisy.ru.