6 марта 2012 года в рамках визита в Беларусь председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал на приходе минского храма-памятника в честь Всех святых пресс-конференцию для белорусских журналистов.
07 марта 2012В ответ на просьбу корреспондента телеканала «Союз» прокомментировать нынешнее положение дел в Белорусской Православной Церкви владыка Иларион сказал:
«Я много раз приезжал в Беларусь и имел возможность своими глазами видеть то создание церковной жизни, которое здесь происходит. Вот, например, когда я впервые приехал в Минские духовные академию и семинарию, еще здание академии только начинало восстанавливаться, всё было в побелке и в штукатурке, студенты жили в походных условиях. Так начиналось восстановление этой духовной школы. Сегодня я вижу благоустроенные корпуса, я имел возможность посетить общежитие, где студенты живут в очень приличных условиях, и увидеть, как за сравнительно короткое время восстановлена церковная жизнь в Беларуси.
Я думаю, что Белорусская Церковь никогда не достигала такого расцвета, как сейчас. Думаю, в этом очень большая личная заслуга Главы Белорусской Церкви — Митрополита Филарета, который уже 34 года возглавляет Белорусский Экзархат. В этом большая заслуга епископата, духовенства и активных мирян Белорусской Церкви, которые трудятся для воссоздания Церкви и для созидания духовности и нравственности в обществе. Я думаю, что в этом также заслуга белорусского государства, потому что те партнерские отношения между Церковью и государством, которые сегодня существуют в Беларуси, конечно же, способствуют и возрождению церковной жизни, и возрождению духовности, нравственности в обществе».
Корреспондент телеканала «Союз» спросил владыку Илариона, возможна ли в будущем встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с Папой Римским.
«Мы всегда, отвечая на этот вопрос, говорим, что такая встреча возможна, но возможна она при определенных условиях, — подчеркнул в ответ председатель ОВЦС. — А именно — если мы будем понимать, что эта встреча поможет решить те проблемы, которые существуют во взаимоотношениях между Католической и Православной Церквами. Мы не можем рассчитывать на то, что эти проблемы будут решены в ходе этой встречи. Мы должны быть уверены в том, что заранее подготовлена платформа для того, чтобы эти проблемы были решены. Проблемы эти связаны, прежде всего, с сосуществованием православных и греко-католиков на Западной Украине, где, как мы считаем, конфликт до сих пор не урегулирован. Мы неоднократно говорили, что ожидаем от руководства Римско-Католической Церкви конкретных шагов в этом направлении. Пока что эти шаги не сделаны. Поэтому мы считаем эту встречу возможной, полагаем, что рано или поздно она произойдет. Но мы сейчас не готовы говорить ни о месте, ни о времени этой встречи. Потому что главное для нас — это грамотно и хорошо подготовить эту встречу».
В ответ на предложение корреспондента телеканала «Союз» прокомментировать современные взаимоотношения православных и католиков на территории Беларуси митрополит Иларион сказал:
«Здесь мне трудно судить. Я думаю, лучше этот вопрос задать кому-нибудь из белорусских иерархов. Мне кажется, сама история Беларуси показала, что эти две конфессии могут мирно сосуществовать, но очень важно избегать каких бы то ни было провокаций. Должен сказать, что мы с некоторым беспокойством услышали о планах некоторых католических структур перенести в Беларусь останки Иосафата Кунцевича — личности весьма противоречивой. Я открыто говорил и с государственным секретарем Ватикана кардиналом Бертоне, и с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Кохом о том, что такого рода акция никак не будет способствовать консолидации белорусского населения и не вызовет симпатий к Католической Церкви. Наоборот, она может вызвать в памяти старые раны, нанесенные в ту эпоху, когда православные и католики находились на этих землях в состоянии вражды. Я призвал руководство Католической Церкви воздержаться от этой акции».
В ответ на просьбу корреспондента Church.by обозначить современные проблемы и задачи православного богословия владыка Иларион, являющийся председателем Синодальной Библейско-богословской комиссии, отметил:
«Это очень обширный вопрос. Я думаю, что богословие — это не просто какая-то отвлеченная наука, которая развивается по своим собственным законам. Развитие богословия напрямую связано с развитием Церкви. И, собственно, богословие развивалось благодаря тому, что возникали различные ереси, и как бы в ответ на эти ереси Святые Отцы формулировали основы православного вероучения. Это очень интересный, не всем известный и не для всех понятный факт.
То есть Церковь не развивала богословие как самостоятельную науку. Богословие никогда не было самоцелью. Например, для Святых Отцов богословствование всегда было чем-то прикладным к их основному служению. То есть: кто-то из Святых Отцов был епископом, ему надо было говорить проповедь. И вот эта проповедь и становилась его богословием. Туда он вкладывал свои богословские позиции. Или же возникала какая-то ересь, начинали люди задавать вопросы. Кто-то откалывался от Церкви, необходимо было более четко сформулировать православное учение. Тогда Святые Отцы создавали свои творения, отвечая на насущные вопросы современности.
Я думаю, что наше время ставит перед Церковью, перед современным человеком определенные и вполне конкретные вопросы. Это и те вопросы, на которые был уже дан ответ Церкви, — и в таком случае задача Церкви заключается в том, чтобы ответ этот внятно озвучивать, причем озвучивать на современном и понятном для людей языке. Но это и те вопросы, которые никогда ранее не вставали перед Церковью и на которые Церковь должна сформулировать четкий и ясный ответ. Думаю, задача богословия заключается в том, чтобы, во-первых, всегда сохранять верность церковному святоотеческому Преданию, а во-вторых, чтобы быть всегда актуальным».
В ответ на вопрос корреспондента телеканала «Союз» о текущем состоянии духовного образования в Беларуси владыка Иларион, которому накануне было присвоено звание почетного доктора Минской духовной академии, сказал:
«Я думаю, что сегодня преподаватели Минских духовных школ и других духовных учебных заведений Беларуси самоотверженно трудятся ради того, чтобы неуклонно повышался уровень богословского образования. Для этого делается очень много.
Во-первых, создаются библиотеки. Во-вторых, выращиваются новые кадры преподавателей и богословов. В-третьих, что очень важно, молодые преподаватели ездят за границу на учебу и для стажировки. И среди преподвателей МинДА немало тех, кто получил свое образование в Греции, Германии, других странах. Это важно, прежде всего, для того, чтобы наша богословская наука по своим стандартам, по своему качеству соответствовала лучшим образцам западной богословской науки. Мы не должны копировать западные подходы, не должны копировать западные идеи, но мы должны владеть всем тем материалом научным, которым сегодня владеют богословы на Западе. Это касается практически всех областей богословской науки: и библеистики, и патрологии, и церковной истории. И в этом плане важно, чтобы наши студенты, наши молодые преподаватели имели возможность получать образование или стажироваться за рубежом. Не менее важно, чтобы они потом, получив это образование, возвращались обратно и здесь прилагали свои силы. И я думаю, есть очень хороший пример: это и владыка Серафим [первый проректор Института теологии БГУ епископ Бобруйский Серафим — Ред.], и отец Иоасаф [ректор МинДАиС архимандрит Иоасаф — Ред.], и целый ряд ведущих преподавателей, которые получили образование за рубежом и вернулись сюда, чтобы делиться знаниями с молодыми коллегами».
Корреспондент газеты «Звязда» предложил владыке Илариону рассказать о своем видении особенностей и проблем современной эпохи.
«Это, с одной стоны, время очень ощутимого и явного церковного возрождения, а с другой стороны — время новых вызовов, — ответил Его Высокопреосвященство. — Мы в течение долгого времени, а именно в советский период, жили за «железным занавесом». Это означало, что мы развивались как бы в условиях инкубатора. И были многие очень серьезные проблемы, но не было многих проблем, которые к нам пришли после того, как этот «железный занавес» пал. В частности, та идеология потребительского общества, которая господствует сегодня в западных странах, не была характерна для наших стран, и это нечто новое, что сегодня особенно сильно влияет на молодое поколение.
Если в советское время мы сталкивались с тем, что существовала официальная идеология, которую одни принимали, а другие — нет, то сегодня идеологии как таковой не существует вообще. И сегодня, пожалуй, нет никакой иной силы кроме Церкви, которая могла бы людям подсказать и дать ориентиры, прежде всего, в плане нравственности, рассказать людям о том, в чем смысл их жизни. Потому что ценности потребительского общества сегодня очень активно пропагандируются. А те ценности, на которых человеку стоит строить свою жизнь, ценности, за которые человек, по необходимости, мог бы и умереть, — вот о них никто ничего не говорит.
Я думаю, что сегодня перед Церковью стоит очень трудная задача — плыть против течения и противостоять этой массированной пропаганде материализма и потребительского образа жизни. Пропаганде, которая входит в каждый дом прежде всего через телевизор. Как говорит Святейший Патриарх, телевизор — это враг, который действует в течение 24-х часов в каждой квартире и в каждой семье. И вот противопоставить слово истины, слово правды этому тлетворному влиянию, — я думаю, что это сегодня главная задача Церкви».
Вопрос корреспондента Church.by касался возможности пересмотра существующих норм поста, которые преподносятся в церковных календарях как общепринятые, но на деле являются производной от монашеского постного устава.
«Я думаю, что мы не должны пересматривать нормы, но полагаю, что каждый человек может обсудить этот вопрос со своим духовником, — отметил в ответ владыка Иларион. — Потому что вполне очевидно, что не всем возможно и не всем под силу исполнять те правила поста, которые были установлены в Византии, которые характерны, прежде всего, для монашеской традиции. И в этом плане, я думаю, это является как раз задачей духовника — найти здесь правильный подход и найти для каждого человека, для каждой семьи ту меру, в которую этот человек или эта семья могут выполнять установления о посте».
В ответ на вопрос корреспондента БелТА об активизации движения в защиту прав сексуальных меньшинств, наблюдающейся сегодня в Западной и Восточной Европе, владыка Иларион отметил:
«Я считаю, что тема прав человека не может решаться вне контекста понятия ответственности. Человек имеет не только права, но и обязанности: перед собой, перед обществом, перед Богом.
Характерной особенностью демократических режимов является то, что они представляют платформу для различного рода меньшинств, что само по себе, казалось бы, хорошо. Но проблема возникает тогда, когда воля меньшинства сталкивается с волей большинства и когда в угоду меньшинствам начинают игнорировать волю большинства. А самое главное для нас заключается в том, что упомянутые вами меньшинства строят свою идеологию на таких позициях, которые неприемлемы с точки зрения религиозного человека. И здесь уже их мировоззрение сталкивается с тем, что является для большинства людей не просто важным, но священным. В этом смысле мы говорим, что представители этих меньшинств посягают на то, что должно оставаться незыблемым — на абсолютные нравственные ценности, которые мы отождествляем с Божественными заповедями.
Поэтому, конечно, очень важно, чтобы и в государственном строительстве, и в общественных дискуссиях прежде всего учитывалось мнение большинства людей, а также национальные традиции каждого государства. Когда на смену традиционному жизненному укладу приходят те парадигмы, которые основаны на каких-то идеологических теориях, которые не учитывают самосознания большинства людей, то это становится источником конфликтов и может приводить к разного рода провокациям. И это не только не консолидирует общество, а наоборот, поляризует его».