Навигатор: Новости

«Абсолютное большинство всего того, что связывает нас с другими, основывается на доверии». Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста

29 февраля 2012

28 февраля 2012 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме Покрова Божией Матери в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Грех, который был совершен в ангельском мире, а затем и в роде человеческом, имеет своим содержанием, своей природой противостояние Богу. В ангельском мире это противостояние выразилось в противоборстве, ибо ангел, ставший диаволом, пытался занять место Бога, низвергнуть Бога, разрушить Божий замысел о творении, почему и именуется диаволом — противником. И грех, зло отобразились в роде человеческом — если не противоборством Богу, то, по крайней мере, отказом человека от того, чтобы Бог определял его жизнь.

Этот отказ выразился в неприятии Божиего закона, Божией заповеди. И противостояние Богу, отказ от Бога имели своим последствием то, что люди, не пожелавшие жить по Божиему закону, стали устраивать жизнь по своему собственному разумению, по своим собственным понятиям и законам. Святые отцы справедливо утверждают, что сущностью греха является гордость, гордыня, потому что именно гордость — это та движущая сила, которая противопоставляет человека Богу. Поэтому гордость, согласно святоотеческому учению, есть не один из столь многочисленных пороков, которые захватывают человеческий ум и сковывают человеческую волю, а подлинное и полное выражение самой природы греха.

Но есть еще нечто хорошо нам известное, что святоотеческая мысль также относит к выражению самой природы греха, — это ложь. Что означал отказ диавола, а затем и человека, от Богом определенного порядка жизни? Он означал ложь, потому что Бог-Творец предначертал и человеку, и космосу, и всему миру тот путь, который привел бы творение в единство с Богом — так, чтобы, по слову апостола, был Бог всяческая во всем (1 Кор. 15: 28). А если был найден иной путь жизни, не соответствующий Божией правде, значит, то был ложный путь; а потому совершенно очевидно, что отказ от Бога, тем более противоборство Богу, есть ложь. Недаром Господь, говоря о диаволе, утверждает, что он есть лжец и отец лжи (Ин. 8: 44), — потому что деяние диавольское, выразившееся в противоборстве Богу, и есть абсолютное выражение лжи, которое было усвоено и родом человеческим.

Итак, гордость и ложь являются не отдельными пороками, наравне со многими другими, а выражением того, чтО есть грех, чтО есть зло. Именно поэтому последствия человека, основывающего свою жизнь на гордыне и лжи, — самые опасные и самые разрушительные.

Мы знаем, что у лжи есть два очень опасных последствия. Если ложь становится для человека обычным делом, если она становится его природой, то в таком человеке развивается двоедушие. Но не может человек постоянно говорить ложь и поступать по лжи — он будет рано или поздно разоблачен, ибо люди по нравственной природе своей, каковая есть от Бога, не признают ложь за добродетель — по крайней мере, пока не признают. Если же ложь уравняется с правдой, это будет означать конец света и конец человеческой истории. Пока еще люди в той или иной мере сопротивляются лжи, и для того чтобы лжец не был опознан, чтобы ложь его не стала очевидной, он вынужден скрываться, он вынужден жить как бы двумя жизнями. Одна жизнь — это, собственно, его жизнь, наполненная ложью, а другая — это та, которую он предъявляет окружающим его людям. Это состояние души, это поведение мы называем лицемерием. Двоедушие, лицемерие есть самое непосредственное следствие лжи в человеческой жизни.

Что же получает лжец? Что получает лицемер? Ведь невозможно всю жизнь лгать и не быть разоблаченным — рано или поздно тайное становится явным, и люди, которые сознают, что им говорят неправду или с ними поступают по неправде, начинают дистанцироваться от такого человека, подозревать его во лжи. Так развивается чувство недоверия. Недоверие есть результат лжи — если нам лгут, то мы начинаем не доверять.

Очень многое в жизни человеческой строится на доверии. Невозможно каждое соглашение между людьми построить на основе обязательных к исполнению юридических документов. Абсолютное большинство всего того, что связывает нас с другими, основывается на доверии. На доверии основывается брак, на доверии основываются отношения между детьми и родителями, на доверии основываются многие общественные отношения. Чем выше доверие в обществе, тем общество здоровее; чем больше доверия, тем легче жить.

Сегодня, когда обман стал делом обычным, нередко вспоминают стародавние дни, когда русские купцы заключали многотысячные контракты, не ставя своей подписи под договором, а просто сказав друг другу честное слово. Можно себе представить, какой была бы сегодня жизнь, насколько бы она была проста и приятна, если бы доверие присутствовало в общественных и межличностных отношениях. А если мы говорим и творим ложь, то мы разрушаем ткань общественных и личных отношений, мы наказываемся не только в будущем веке, но и кошмаром нашей человеческой жизни, будь то жизнь семейная или общественная.

Ложь порождает не только недоверие, но и нечто большее. Ведь человек, который не доверяет, может по-разному вести себя по отношению к тому, кто, как ему кажется, говорит или совершает неправду. Нередко люди, не доверяющие лжецу, наносят упреждающий удар, опасаясь, что лживый человек может причинить им зло, — поэтому именно ложь провоцирует конфликты и агрессию. И когда сегодня мы слышим слова недоумения и горечи по поводу ожесточения в человеческих отношениях, то нужно помнить, что причиной всему грех, который проявляет себя во лжи.

Как же должен вести себя христианин? Он должен понимать, что ложь — это диавольское дело. Если мы говорим и творим неправду, то мы становимся в одном ряду с диаволом и ангелами его, потому что он есть лжец и отец лжи. У христианина не может быть иной жизненной позиции, кроме как утверждать правду и быть на стороне правды.

Очень трудно уберечься от лжи в многоразличных, весьма сложных человеческих обстоятельствах. Некоторые считают, что ложь есть способ уберечь себя — от гнева начальства, от неприязненного отношения окружающих, и многие используют ложь как защиту. Но бывает и так, что мы с легкостью используем ложь не только как защиту, а просто произносим пустые и лживые слова, развлекая небылицами самих себя и тех, с кем мы общаемся. Поэтому нужно помнить, что всякое лживое слово есть грех пред Богом.

Когда-то, еще ребенком, беседуя со своим покойным благочестивым родителем, я спросил его: «Папа, как же можно прожить жизнь и не говорить неправды?» Отец ответил мне нечто, что я до сих пор храню в своем сердце как его заповедь — думаю, и заповедь Божию. Он сказал мне простые слова: «Сынок, никогда не говори неправды, но кто тебя тащит за язык говорить всю правду?» Думаю, что это самая правильная и богоугодная позиция в ситуации, когда слово правды может нанести вред нам самим или окружающим нас людям. Тогда нужно удержать язык свой от зла и сотворить благо (см. Пс. 33: 13-14). Именно так — золотым молчанием — и святые отцы, и подвижники благочестия отвечали на всяческую человеческую неправду, особенно ту, что подталкивала их отвечать неправдой на неправду.

Дни святого Великого Поста даны нам для того, чтобы мы могли молитвенно размышлять о грехе, о зле, об их последствиях для человеческой жизни, размышлять о святости, размышлять о добродетели, и думать также о том, чтО в нашей душе происходит, где мы в этой борьбе между добром и злом, между Богом и диаволом. В течение этих длительных великопостных богослужений у нас есть возможность сопрягать размышления о самих себе, о своей жизни с молитвой, прося Господа укрепить нас в противоборстве греху, который разрушает нашу жизнь здесь, на земле, и закрывает перед нами врата жизни вечной. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси / Church.by