Белорусский Экзархат провел совместный круглый стол с Национальной академией наук
25 ноября 201125 ноября 2011 года в Институте философии Национальной академии наук Беларуси прошел круглый стол «Христианские ценности как фактор духовно-нравственного развития современного человека».
Заседание продолжило серию совместных дискуссионных мероприятий, проведенных Академией наук совместно с Белорусской Православной Церковью. Так, схожая по тематике конференция состоялась в мае 2010 года на базе Минской духовной академии.
Участие в круглом столе приняли философы, богословы, эксперты в области образования, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Модератором заседания был директор Института философии НАН, доцент Анатолий Лазаревич.
Мероприятие началось со вступительных слов заместителя председателя Президиума НАН, академика Александра Цыганова и академика-секретаря Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Александра Ковалени.
Приветствие Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета озвучил викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин.
«Проблема ценностей обращает на себя особое внимание исследователей именно в кризисные моменты истории. Размышление о них — своего рода «иммунный ответ» нашей цивилизации на те вызовы, с которыми нам приходится иметь дело теперь», — подчеркивается в послании Его Высокопреосвященства.
Заведующий кафедрой философии Института подготовки научных кадров НАН, профессор Алексей Осипов выступил с докладом «Проблема актуализации потенциала православных традиций и ценностей в духовно-нравственном воспитании». Научный сотрудник отметил, что христианство заложило в славянский менталитет основы таких ценностей, как «жертвенность, открытость, жажда нравственной правды». По мнению профессора Осипова, актуализация христианского мировоззрения способна переломить «энтропийный процесс» размывания общественной этики. При этом само христианское мировоззрение не должно подвергаться примитивным трактовкам («Наивные представления о Боге в содержание веры не входят», — процитировал докладчик философа Льва Карсавина).
Руководитель Отдела образования и катехизации Минской епархии протоиерей Александр Шимбалёв представил в своем докладе краткий обзор учения отцов Церкви о творении вселенной и человека. Отец Александр обратил внимание собравшихся на то, что сейчас «наука нередко воспринимается как ценность, носящая эзотерический характер». Это приводит к «новому мифотворчеству», смешивающему элементы науки, мифологии и религии.
Доцент кафедры философии культуры Белорусского государственного университета Светлана Карасёва провела презентацию опроса, посвященного возможному изучению религии в белорусских школах. Исследование проводилось весной 2001 года кафедрами социологии и философии культуры факультета философии и социальных наук БГУ. Респондентами были минчане — 483 старшеклассника (9-11 классы) и 436 родителей школьников. В частности, 85,4% учащихся признали значимость религии в жизни человека вообще (значимость религии в их собственной жизни подтвердили 66,5%). 79,9% школьников и 79% родителей считают, что религиоведение должно быть курсом по выбору. 59,3% старшеклассников на вопрос об ориентировочной частоте посещения занятий ответили: «Схожу на несколько уроков и потом решу, нужно ли мне это». 66,5% родителей сказали, что записали бы детей на религиоведческий факультатив, не настаивая при этом на обязательном посещении. 26,7% учащихся отметили, что им «интересны необычные факты о религиях», при этом лишь 0,1% считает: «Чтобы узнать о религии больше, надо идти в церковь». 24,6% родителей предпочли бы, чтобы их дети изучали историю религий. Исходя из этих данных, специалисты из БГУ предварительно полагают, что планируемый предмет должен быть курсом по выбору, а также посвящаться истории и сопоставлению разных религий. Комментируя представленные данные, протоиерей Александр Шимбалёв предложил: «Давайте проведем у старшеклассников опрос на тему — хотят ли они изучать физику и что из курса физики они хотели бы проходить. Думаю, мы получим любопытные результаты».
«Дегуманизация — продолжение детеологизации», — отметил во время своего доклада пресс-секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Сергий Лепин, кандидат богословия. Доклад отца Сергия посвящался судьбе термина «духовность» и текущей «переоценке ценностей» в современной Европе. «По-моему, это совершенно очевидно: Европа по отношению к христианству все больше и больше становится большевистской — там и там «светскость и гуманизм», там и там релятивистская мораль, там и там комиссары», — отметил докладчик. По его словам, «такая общность неслучайна, ибо в основе двух нравственных моделей в том или ином качестве … за основу положены ницшеанские, марксистские и фрейдистские интуиции, посредством анализа которых можно объяснить как общность, так и различие двух этих форм тоталитаризма». Вскрытию параллелей между Марксом, Ницше и Фрейдом отводилась значительная часть доклада. В ходе дискуссии, которая развернулась позже, пресс-секретарь МЕУ заметил: «Концепция Бога не должна употребляться в качестве «заглушки» — только лишь для того, чтобы объяснить необъяснимое».
С докладами выступили также: ведущий научный сотрудник Института философии НАН, доцент Ольга Павловская («Государство и Церковь в современном обществе: нравственно-воспитательная и культурно-просветительская миссия»); первый вице-председатель международного ОО «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла» Григорий Довгялло («Христианское образование как фактор гуманитарной безопасности современного общества»); заведующий кафедрой богословия и истории Церкви Института теологии БГУ, доктор богословия протоиерей Владимир Башкиров («Христианский брак как основание сохранения семьи»); заведующий лабораторией проблем воспитания личности Национального института образования Александр Лаптёнок («Система нравственного воспитания в Республике Беларусь»).
Первый вице-председатель МОО «ХОЦ имени святых Мефодия и Кирилла» Григорий Довгялло передал также в библиотеку Академии наук ряд изданий по теме диалога науки и религии, а также межконфессионального диалога.
Татьяна Кузнецова, Church.by Фото: Сергей Макаренко