«Должна быть презумпция благородства, а не низости». Интервью Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси информационному агентству «Русская народная линия»
16 января 2012«В нынешнее сложное, мятущееся время людям очень важно услышать слово авторитетного человека, особенно слово мудрого архипастыря. Поэтому мы решили обратиться с просьбой дать короткие интервью к ряду известных не только в Церкви, но и в обществе архиереев. Эту серию интервью мы открываем выступлением одного из самых авторитетных наших архиереев, постоянного члена Священного Синода, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Митрополита Минского и Слуцкого Филарета», — говорится в предисловии «РНЛ» к интервью Владыки Экзарха.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы служите в Республике Беларусь уже несколько десятков лет. На Ваших глазах и Вашими трудами происходило восстановление православной жизни в республике. Об успехах можно многое сказать. Но наш вопрос о другом: что, на Ваш взгляд, предстоит сделать?
— Позвольте мне, прежде чем отвечать на Ваш вопрос, поздравить всех сотрудников и читателей сайта информационного агентства «Русская народная линия» с Рождеством Христовым и Новым годом. Дай Бог, чтобы перемены, которые неминуемы для всех нас, укрепляли веру в Бога, доверие друг ко другу и любовь к земному Отечеству.
Вернемся теперь к Вашему вопросу. Уверен, что делать нам предстоит то же самое, что предстояло делать и в начале пути: свидетельствовать о Христе. То, что Вы называете успехами, для меня — чудо Божие. Открытие монастырей и храмов, становление православного образования и прочие вехи жизни православной Беларуси — это действие благодати Божией через самых разных людей, открывших для себя Христа.
Конечно, время сейчас изменилось. И это обязывает нас искать новый язык проповеди. Порой мне кажется, что раньше было гораздо проще говорить о Христе. В людях было некое, с молоком матери впитанное, представление о добре и зле. И нам самим было понятно, что отстаивать.
Сегодня же происходит размывание границ. Нравственные идеалы перестают быть очевидными. Оказывается нелегко сохранить серьезное отношение к духовным вопросам. Само Евангелие с трудом воспринимается как призыв изменить жизнь.
Мы должны уметь говорить о самых разных проблемах наших соотечественников. Чтобы сегодня быть услышанными, нам нужно, во-первых, следить за собственной нравственной чистотой, а во-вторых, приучать себя к профессионализму в суждениях.
Таковы, на мой взгляд, задачи Церкви на сегодня. Разумеется, это вкратце.
— Важнейшим направлением служения Церкви является выстраивание церковно-государственных отношений. Как Вы оцениваете уровень и характер отношений Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата с властями Республики Беларусь?
— Отношения дружественные, и у них есть правовая база. В Беларуси сторонники «светскости по-советски» не вправе указывать, что у нас якобы по закону Церковь отделена от государства. Фразы такой в белорусской Конституции нет. Зато Закон о свободе совести и религиозных организациях в Республике Беларусь признаёт определяющую роль Православной Церкви «в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».
В истории наших связей этапным годом был 2003-й, когда между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь было заключено соглашение о сотрудничестве. Потом, уже в его рамках, добавились соглашения локальные — с министерствами, ведомствами…
Подчеркну один момент. Вот есть церковно-государственное сотрудничество как факт, за ним стоит богатое содержание… Но зачем, по какой причине эти связи Церкви и государства устанавливаются? — можно задать вопрос. Я убежден, что подлинная основа этого сотрудничества укоренена в Предании, и не где-то на его периферии, а в самой сердцевине — в стремлении христиан исполнить Христову заповедь. Господь зовет нас в темницы, указывая на узника как на Свой образ[1], — и мы выстраиваем отношения с МВД, Департаментом исполнения наказаний, в частности. Господь зовет нас к больным, нагим, голодным — вот откуда эти наши соглашения с Минздравом, с органами социальной защиты.
— Как известно, наиболее тесные отношения на постсоветском пространстве сложились между Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном. Недавно глава Российского Правительства В.В. Путин выступил с идеей упрочения экономических и политических связей стран СНГ и создания Евразийского Союза. Какую роль, на Ваш взгляд, может сыграть Русская Православная Церковь в укреплении политического единства близких по историческому опыту и менталитету народов?
— Если говорить об «историческом опыте» — на мой взгляд, это по-человечески естественно, что народы наших стран тяготеют друг к другу. То, что Православная Церковь на территории стран ЕврАзЭС едина, действительно может стать серьезным фактором достижения подлинного единства.
Что об этом можно сказать? У взаимного притяжения постсоветских народов есть свой микро-уровень — нити родства и дружбы между конкретными людьми. Церковь понимает желание людей, считающих себя братьями и сестрами, жить в общем доме.
Вместе с тем, единство в Церкви — это единство членов Тела Христова. Оно основано на вере, следствием которой являются определенные социальные, политические и прочие представления. То есть мы проповедуем единство, которое поднимает каждого над собственной ограниченностью, а не навязывает одну норму в качестве обязательной для всех остальных.
— Вы один из самых авторитетных и опытных архиереев Русской Православной Церкви. Вам довелось жить в разные исторические эпохи, знать многих известных церковных деятелей. Сейчас некоторые общественные и церковные деятели активно выступают с осуждением деятельности Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) и так называемого «сергианства». Вы, наверняка, общались с людьми, которые лично знали Патриарха Сергия. Как по прошествии времени Вы оцениваете его личность и его труды?
— Что ж, в свое время я имел счастье трудиться под омофором Святейшего Алексия I, преемника Патриарха Сергия на Первовятительской кафедре. Оба Архипастыря — вечная им память! — думаю, жили единым духом.
Отзывы о Святейшем Сергии при мне действительно звучали. И вот, судя по тому, что говорили очевидцы, Патриарх Сергий был человеком большой веры и мягкого сердца. Быть может, его современные оппоненты, для которых он олицетворял приспособленчество, стали бы спокойнее в своих претензиях, соприкоснувшись с ним лично…
Удивляюсь — как это иные критики «Декларации» 1927 года ничтоже сумняшеся приписывают Владыке Сергию некий страх за свою персональную безопасность? Думаю, коль скоро мы не можем заглянуть в чужую душу, то должны изначально предполагать лучшие мотивы спорных поступков наших братий и отцов. Должна быть презумпция благородства, а не низости, — это более по-христиански целомудренно. Я полагаю, что Владыка, тогда митрополит, прежде всего, хотел оградить Церковь и особенно немощных ее чад от гонений.
Да, гонения всё равно были, «Декларация» их не остановила. В 27-м году Владыка Сергий, к сожалению, допускал, что большевики — это сила, с которой можно договориться. На деле они выдавливали Церковь из жизни общества не по злобе дня. Это была плановая работа на уничтожение. Как в Ветхом Завете[2]: вавилоняне не удовлетворились тем, что подчинили Иерусалим и разграбили Храм. Они вели к тому, чтобы весь город отдать огню и мечу, пресечь династию и выселить жителей, и, в конце концов, это сделали. Оглядываясь сегодня в прошлое, мы различаем в Советском Союзе черты Вавилона. Но нам-то легче видеть на расстоянии, и с нас нет спроса, а в виду чужой ответственности мы бываем немилосердны.
Кончина Святейшего Сергия не была мученической. Между тем — об этом тоже говорили — он такого исхода для себя не исключал. Почему всё произошло так, как произошло?.. Божий Промысл, иного сказать не могу.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Святейшего Патриарха Московского Сергия…
[1] См. Мф. 25: 34-45.
[2] См. 4 Царств 24-25.