«Его нельзя было не любить». В Минске состоялась встреча в память об архиепископе Вроцлавском Иеремии

28 апреля 2017

top.jpg27 апреля в минском приходе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» состоялась встреча в память об архиепископе Вроцлавском и Щецинском Иеремии, который отошел ко Господу в ночь с 16 на 17 апреля после долгой тяжелой болезни. 

Встреча прошла в неформальной теплой атмосфере и началась с заупокойной литии в домовой церкви в честь святых мучеников младенцев Вифлеемских в учебном корпусе Радосте-Скорбященского прихода.

Владыка Иеремия на протяжении многих лет активно участвовал в совместных социальных и просветительских проектах Польской и Белорусской Православных Церквей. Будучи уроженцем небольшой деревни Одринки на Белосточчине, он всегда подчеркивал свои этнические белорусские корни.

Молитвенно почтить владыку, поделиться воспоминаниями о нем, его наставлениями пришли настоятель прихода «Всех скорбящих Радость» протоиерей Игорь Коростелёв, председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин, профессор Минских духовных академии и семинарии протоиерей Сергий Гордун, клирик прихода храма Петро-Павловского собора Минска протоиерей Юрий Залоско, прихожане и члены братства в честь Виленских мучеников (Минск) во главе с председателем братства Николаем Матрунчиком, с которыми владыка Иеремия наиболее тесно общался. Из Польши приехали Евгений Чиквин — многолетний депутат польского Сейма, один из основателей Братства православной молодежи Польши, главный редактор польского журнала «Православное обозрение» и Анна Радюкевич, директор фонда имени кнзяз Константина Острожского в Белостоке, редактор журнала «Православное обозрение».

Профессор Минских духовных школ протоиерей Сергий Гордун не раз встречался с владыкой Иеремией при жизни. По его словам это были теплые встречи, после которых в душе воцарялся мир и спокойствие.

— Гэта быў чалавек выхаваны адразу ў царкоўнай праваслаўнай традыцыі, які свядома ўсё сваё жыццё жыў у Царкве і працаваў дзеля Царквы і ў славу Гасподню. Я ведаю, што калісьці міранінам ён вёў актыўную працу сярод праваслаўнай моладзі ў Польшчы, потым прыняў манаства, пачалося ў хуткім часе яго пастырскае і епіскапскае служэнне. Гэта быў чалавек вялікай духоўнай адукацыі. Багасловы ёсць. Але не так шмат супадзенняў, калі мы бачым архіерэя і разам з тым багаслова, адукаванага на найвышэйшым сусветным узроўні. У яго быў такі ўзровень. Яго ведаюць як выкладчыка, ён быў цудоўным прапаведнікам. Яго пропаведзі былі вельмі прадуманыя, падрыхтаваныя, па майму ўражанню, у нечым яны набліжаліся да лекцый. Гэта не была пропаведзь на 5-10 мінут, а значна больш. Гэта быў духоўны аналіз тэмы з глыбокім разглядам Свяшчэннага Пісання, са зваротам да святых айцоў, з навуковым каментарыем тэкста Свяшчэннага Пісання, ён часам спасылаўся на грэчаскі арыгінал.

Ён сапраўды быў багасловам і архіерэем усяленскага маштабу. І разам з тым быў чалавекам вельмі сціплым, вельмі добрым, заўжды даступным. З ім непасрэдна можна было абмяркоўваць любыя сітуацыі з жыцця царкоўнага і ў Польшчы, і ў Расіі, і ў Беларусі, і ва ўсяленскім Праваслаўі. Разам з тым у яго была нацыянальная свядомасць. Ён заўжды пазіцыяніраваў сабе беларусам. Памятаю, як пры ім нехта сказаў, што беларусы гэта людзі, якія гатовы ўсё цярпець, з усім змірыцца і нічога не хочуць змяніць. На гэта ён сказаў: “Не, я з гэтым не згаджаюся, мы, беларусы́, можам доўга цярпець, але нас цяжка зламаць, мы будзем цярпець, але настойваць на сваім і жыць так, як лічым патрэбным. Мне здаецца, сам уладыка Іерэмія быў такім ціхім, спакойным, ён не ўступаў у гарачую палеміку, разам з тым у яго была цвёрдая пазіцыя праваслаўная, якую ён мог выказаць заўжды ў зразумелых і прымальных словах.

У председателя Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерея Сергия Лепина владыка Иеремия в свое время был научным руководителем при написании докторской диссертации.

Владыка Иеремия был человеком очень большого сердца и не менее великих знаний. При первом знакомстве меня поразила его открытость и какая-то особенная теплота, под воздействием которой хотелось оставаться как можно дольше.  Владыка был не просто хорошим архиереем, но и великолепным дипломатом он пользовался уважением христиан разных конфессий, его почитали и старокатолики, и католики, и евангелики, и даже иудеи. Он относился к достаточном консервативному кругу пастырей, но это не мешало ему, а, наоборот, вдохновляло на служение в органах, которые занимаются межконфессиональными делами. Он умел соединять в себе ревность о вере с чрезвычайной доступностью, терпимостью и толернатностью ко всем людям, независимо от их религиозных взглядов и жизненных позиций. Такое сочитание качеств консерватизм и толерантность было удивительным. Прежде всего владыка был консервативен и требователен к себе. А к другим он был добр, открыт, терпелив и милосерден. Это был человек, которого нельзя было не любить. Дай Бог, чтобы среди пастырей и вообще христиан было как можно больше таких людей.

Председатель братства в честь Виленских мучеников Николай Матрунчик поделился:

— Самым галоўным, чаму я навучыўся ад уладыкі Іерэміі, а супрацоўнічалі мы з ім больш за 20 гадоў, гэта пераадольваць усялякія неспадзеўкі любоўю і толькі любоўю.

Многолетний депутат польского Сейма, главный редактор польского журнала «Православное обозрение» Евгений Чиквин познакомился с владыкой Иеремией в 1969 году, когда сам был студентом политехнического института в Варшаве, а архиепископ Иеремия еще не был в духовном сане. Именно по благословению владыки Евгений Чиквин пошел в политику.

Не нахожу слов, чтобы выразить, кем для меня был владыка Иеремия. Могу сравнить его с родителями. В 1969 году владыка, тогда еще мирянин, пригласил после службы в соборе нас, молодых студентов, на встречу-беседу о Церкви. Мы, православные, были меньшинством в Польше, были молодыми и искали ответа — кто мы. Мы очень быстро почувствовали, что этот человек очень аутентичный в том, что говорит о христианстве, о Православии и Церкви. Владыка посвятил 10 лет своей жизни работе с молодежью: 5 лет с нами и потом еще 5 лет со следующим поколением студентов. Из этой среды студентов, которых он вел (а встречались мы почти каждое воскресенье и не только — были и поездки, и инициативы) в 1979 году официально образовалось Братство православной молодежи Польши. Это был результат его трудов. Его подвиг. Став епископом и позже архиепископом, он поддерживал эти труды.

Помню, как он, когда еще не был в сане, во время создания нашего братства предупредил нас о возможных опасностях в связи с его организацией, на что я сказал, что если кто-то пострадает, то, наверное, первым будет он. А он задумался и сказал: «О, если бы Бог дал мне мученический венец!» ...И мы почувствовали, что он этого хочет. Бог дал ему тяжелый крест — на землях, где он служил, были очень маленькие общины православные. Он помогал им финансово за счет средств, которые он получал как ректор академии и за выступления с докладами на Западе. Когда перед смертью он долго и тяжело болел, чувствовалось, что он испытывает духовную радость.

Он не любил церемоний, всегда, когда нас принимал, не позволял, чтобы кто-то подавал чай, но он сам всё это делал. Всегда при возможности служил другим людям.

Думаю, кроме литургической жизни, целью владыки было привести мирян к пониманию, что такое истинное Православие и истинное христианство. Что каждый из нас призван к царственному священству. И он нам это вкладывал, что нет в Церкви онтологической разницы — все крещеные равны, но есть разные служения (епископство, священство, диаконство и другие), что священство и миряне равны в своем призвании изменять мир. А как его изменять? Прежде всего искореняя грехи в своей личной жизни, а потом и в общественной.

Всеми способами он пытался передать нам, что миряне должны быть активны в жизни Церкви, но с другой стороны он был очень последователен и категоричен относительно Устава, относительно иерархии между священниками и мирянами.

Я никогда не думал идти в политику, но владыка меня благословил, сказал, что это надо. Что для христианина нет разницы: работать в церковной или общественной сфере — всё направлено к одному. Благодаря владыке моя супруга приняла Православие и, думаю, что и сын под влиянием владыки поступил в семинарию и принял священство.

Часто думаю: какой была бы моя жизнь и жизнь православных Польши без владыки Иеремии? Моя жизнь была бы совсем другой. Я бы никогда не был председателем братства, не знаю, было бы братство без него, никогда бы не был депутатом, не инициировал бы создание нашего православного журнала.

Владыка часто говорил, что счастье для христианина — отойти в пасхальный период. Знаю, что в пятницу Страстной седмицы врачи сказали, что остались часы и он отойдет, но тем, кто пришел с ним попрощаться владыка сказал: «Нет, я поживу до Пасхи». Так и случилось.

С одной стороны — скорбь, что владыка ушел, но с другой — чувство такой радости, что владыка был в нашей жизни!

О владыке вспоминает директор фонда имени князя Константина Острожского в Белостоке, редактор журнала «Православное обозрение» Анна Радюкевич:

— Владыка Иеремия соединял в себе большой интеллект, разум и мудрость со смирением. Удивляла его любовь к человеку, даже к самому простому, даже к алкоголику, к вору.  К любому — любовь. Рядом с владыкой никто не чувствовал, что он высокий иерарх. Любовь и смирение, разум и вера — он все эти качества в себе соединял.

***

Похоронили владыку Иеремию в Варшаве на кладбище при храме святого Иоанна Лествичника.

Sobor.byChurch.by