ИНТЕРВЬЮ. Руководитель III Всебелорусского крестного хода Сергей Мелешко: «Дайте место Богу в своей жизни»
18 августа 2024С 18 по 26 августа 2024 года по благословению Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, будет проходить ежегодный Всебелорусский крестный ход «Жировичи — Минск». В нынешнем году он приурочен к 40-летию установления празднования Собора Белорусских святых.
За девять дней паломники пройдут 250 километров. Их маршрут будет пролегать через четыре епархии и 21 храм.
Ради чего верующие девять дней идут и в дождь, и в зной, натирая мозоли, спят под открытым небом и переносят другие тяготы и лишения? В чем смысл крестного хода? Как пришла идея его проведения? Об этом с руководителем крестного хода Сергеем Мелешко побеседовала Ольга Демидюк, журналист сайта Минского Свято - Елисаветинского монастыря города Минска.
— Сергей, с чего всё началось? Как возникла идея Всебелорусского крестного хода?
— В Беларуси верующие ходят в крестные ходы уже больше 20 лет. Но, как правило, это были или однодневные крестные ходы или, наоборот, те, что шли больше месяца, а работающему или семейному человеку сложно уйти на такое время. Поэтому белорусские крестоходцы ездили на Украину на Почаевский крестный ход или в Россию на Великорецкий крестный ход. Когда мы встречались в Беларуси, обсуждали, почему у нас нет подобного крестного хода? Говорили об этом, кажется, лет семь. Наверное, тогда еще не пришло время, когда должен был зародиться Всебелорусский крестный ход. Как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать».
И вот мы вернулись с Почаевского крестного хода в 2021 году, и тогда четко пришло чувство, что время настало. Может, Господь вложил нам эту мысль. Буквально за день-два мы составили маршрут и сформулировали концепцию крестного хода, которую вынашивали уже долго.
Первое, нам было важно, чтобы крестный ход проходил летом. Мы хотели, чтобы на крестный ход ходила молодежь — значит, это должно быть время каникул. Второе, он должен проходить во время поста. Нам приходилось ходить на разные крестные ходы, и, когда он проходил не в пост, чувствовалась разница в молитве и ощущениях. Не зря святые отцы говорят, что у птицы небесной есть два крыла — это пост и молитва. А с одним крылом лететь тяжело, кренит. Поэтому наш крестный ход проходит во время Успенского поста. Третье, крестный ход должен проходить каждый год в одно и то же время по одному и тому же маршруту, чтобы люди заранее готовились и могли взять отпуск.
Мы составили план и отдали его отцу Александру Ширитону — председателю Синодального паломнического отдела Белорусской Православной Церкви, который курирует вопросы крестных ходов. Он поддержал эту идею, ее вынесли на Синод и утвердили. А потом случился февраль 2022 года, и мы увидели, как всё промыслительно — теперь уже никто не сможет выехать на Украину и нам в Беларуси очень нужна молитва. Патриарший Экзарх всея Беларуси сказал: «Не большое дело — пройти 250 километров, а пройти 250 километров с молитвой — это уже великое дело». Может, молитвенная капля нашего крестного хода перевесила на чаше весов, и благодаря ей на нашей земле сейчас мир.
— Главная цель крестного хода — это молитва за мир в Беларуси?
— Молитва за Беларусь, Россию, Украину — нашу Святую Русь. За Церковь Православную. На пути крестного хода 21 храм. Владыка благословил чин молебна, который мы служим, когда приходим в каждый храм. В этом молебне как раз молитвы за мир, за Церковь, за страну. Выступают слезы, когда мы всем храмом молимся об этом. Может, это дерзновенно сказано, но я думаю, что Господь эту молитву не может не услышать.
— Но при этом каждый идет в крестный ход со своей личной молитвой. Возможно ли эту молитву совмещать с общей?
— Да, каждый человек индивидуален, он идет крестным ходом и кается в своих грехах, молится о чем-то своем, но его личная молитва не мешает общей, она вливается в нее.
— Вы сказали, что ощущаете разницу, когда крестный ход идет не в пост. Можете раскрыть, в чем именно тут разница?
— Святые отцы ведь не говорят: «Сядь на диван и прими Святой Дух». Они говорят: «Отдай кровь и прими Дух». То есть будь готов на какую-то жертву. Зачем отцы уходили в пустыни, залезали на столпы? Зачем преподобный Серафим Саровский молился 1 000 дней и ночей на камне в лесу? Наверное, чтобы быть ближе к Богу, чтобы стяжать благодать, которую он почувствовал. Я всегда считал, что крестный ход должен быть трудным, должно быть ограничение себя. У нас даже есть такая поговорка: «Слава Богу, что тяжело». А пост — это часть труда. И когда были крестные ходы со скоромной пищей, молитва была другой. Чтобы подняться над землей, нужно и тело сделать легче.
Когда мы пошли первым Всебелорусским крестным ходом, люди, которые никогда не ходили большими крестными ходами, на второй день подходили ко мне со словами, что мы убиваем людей. А через день-два те же подходили, просили прощения и говорили, что такую благодать получили — сердце трепещет. Человек должен это прочувствовать на себе. Вечером мы умирали, а утром воскресали. Наверное, мы такие «сумасшедшие». У нас есть люди, которые любят крестные ходы, трудности, и это становится смыслом их жизни.
— Они больше нигде не ощущают такую благодать, как в крестном ходе?
— Для них это уже потребность. Крестный ход — это же не просто шествие, это путь с молитвой. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20), — говорит Господь. Дома тяжело настроить себя на молитву и нести подвиг: семья, заботы, работа. А здесь ты вырываешься на неделю от рутинной жизни.
— Что было самым трудным в подготовке к первому крестному ходу?
— Перед первым крестным ходом была очень большая эмоциональная и духовная нагрузка. Я думал: «Как мы потянем, как пройдем, а готовы ли к такому люди? А если мы не дойдем? Такой позор».
Сейчас я ощущаю Промысл Божий о нашем белорусском крестном ходе. Некоторые вопросы, которые мы не предусмотрели, решаются: Господь посылает помощь, людей.
— Как приходы на маршруте реагируют на то, что им нужно принять 300 человек?
— Первое время, когда мы приходили к ним с такой просьбой, у них были огромные глаза — они не представляли, как встретят и накормят 300 человек. А сейчас уже есть отцы, которые говорят, чтобы мы их только не вычеркивали из маршрута. Как они говорят, у них начинается движение и жизнь: подготовка перед крестным ходом, сама встреча, а потом еще долгое время они живут этим зарядом. Есть маленькие деревушки, которые встречают нас с большой радостью.
На самом деле нам много не надо, мы никогда не претендуем на особую еду: каши и огурца достаточно.
Я вспоминаю Почаевский крестный ход — мою первую любовь, которая останется со мной до конца жизни. Приходит 20–30 тысяч человек в маленькую деревню, и кажется, что их невозможно накормить. Выставляют кастрюли с кашей, люди с мисками садятся на стадионе, и все едят. Как такое возможно? Это как умножение хлебов в Евангелии.
В первых Почаевских крестных ходах еще не было организованного питания. Когда я приехал на свой второй крестный ход, у меня была с собой булка хлеба и бутылка с водой. Перед выходом нас покормили, а дальше я три дня шел на одном хлебе и воде. Вечером третьего дня мне дали огурец. Я сел и подумал, что у меня сегодня праздник — хлеб и огурец — мне вообще больше ничего не надо. А сейчас некоторые люди во время крестного хода ропщут, что им не дали кофе. Что ты можешь сделать, чтобы оторваться от земли? Попробуй себя смирить немного, ограничить в малом, побыть неделю без кофе и, думаю, даже это Господь оценит.
— Какие истории крестоходцев больше всего Вас впечатлили?
— Для меня самое большое чудо, когда преображается душа человека, когда она оживает и имеет возможность обрести Царствие Божие. Думаю, даже ради одного кающегося грешника и спасения его души стоит пройти девять дней всему крестному ходу.
Вот пример из последнего крестного хода. Мы пришли в деревню Молчадь, это была третья ночевка, ночевали в школе-интернате, и там был сторож, кажется. Он обалдел от количества людей и стал со всеми ругаться, не пускал, всех «кусал» и ко всем цеплялся. Утром мы проснулись, а он идет с нами. Он пошел в крестный ход в чем был. Ему дали какую-то обувь, одежду, и во время крестного хода он первый раз в жизни исповедовался и причастился. Это же чудо — чудо преображения души человека.
У нас есть бабушка, которой за 70, и она проходит весь крестный ход. Какая сила помогает ей идти? Ведь бывает, что и спортсмены в 20 лет после двух дней сходят с дистанции. Ты проникаешь в духовный мир, где действуют духовные законы: подготовленные люди сходят, а неподготовленные, но которые уповают на Бога, доходят до конца.
Мой старший сын ходит со мной на крестные ходы с шести лет, сейчас ему 13. У него есть друг, далекий от Церкви, и он попросился приехать на день крестного хода просто из интереса, а в итоге остался до конца. Он спрашивал: «А что это за состояние было? Почему такая радость и легкость?» Мы ему сказали, что есть такое слово «благодать», она тебя посетила. И в этом году он уже собирается на весь крестный ход, и остальные друзья сына тоже собираются.
Для меня крестный ход — это особое явление, его нельзя сравнить ни с паломнической поездкой, ни с фестивалем. Он стоит особняком, думаю, из-за подвига людей. Труд, пот, молитва, бдение — это предание, к которому мы возвращаемся через крестные ходы. Наверное, сложно это понять, но если сходить, перетерпеть, тогда каждый поймет и почувствует, о чем мы говорим.
В крестном ходе растет количество участников. Мы ожидаем в этом году 400–500 человек. Люди почувствовали, что это такое, и уже не хотят без этого жить, зовут и родных.
— То есть те, кто сходили, чаще всего идут снова?
— Кто загорелся, идет снова. Люди своим огоньком зажигают огоньки в душах других людей и приводят их на крестный ход. Бывают семьи, которые пошли, например, с одним ребенком, а в следующем году идут уже вчетвером. Растет количество икон. Епархии едут со своими местночтимыми иконами. Например, Слуцкая епархия — с иконой святой праведной Софии Слуцкой, Минская — со святой Валентиной Минской, Новогрудская — со списком Жировичской иконы, Брестская — с иконой преподобномученика Афанасия Брестского… Получается, что собирается такой Собор Белорусских святых. Кстати, в этом году 40-летие установления праздника Собора Белорусских святых. Мы сделали большую икону, и с нами будут идти все белорусские святые.
Полную версию интервью можно прочитать на сайте Свято-Елисаветинского монастыря по ссылке.
Читайте нас в мессенджерах Telegram и Viber,