К 35-летию Минского духовного училища. Первый директор МинДУ протодиакон Николай Авсиевич: «Люди с воодушевлением восприняли возможность учиться»
18 декабря 2024В нынешнем году Минскому духовному училищу исполнилось три с половиной десятилетия. К юбилею у МинДУ уже 2000 выпускников и 5 учебных отделений. Посвященная значимой дате статья Елены Наследышевой вышла на сайте pravoslavie.ru. Об истории и современности училища рассказали нынешний директор училища протоиерей Иоанн Задорожин и два прежних директора, руководивших им на разных этапах развития – протодиакон Николай Авсиевич и Вячеслав Дмитриевич Изотов.
«Пробуем, экспериментируем, ищем правильные варианты»
Протоиерей Иоанн Задорожин, директор Минского духовного училища с июля 2014 года. До этого возглавлял Школу катехизаторов, которая в том же году вместе со Школой звонарей вошла в состав Минского духовного училища. Окончил Санкт-Петербургские духовные семинарию и академию.
– Отец Иоанн, как бы вы описали основное предназначение духовного училища?
– Его основное предназначение, в общем-то, не отличается от предназначения всей Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). То есть это, прежде всего, возвещение радостной вести о том, что Христос пришел в мир, что Он победил смерть, дал нам жизнь вечную и радость встречи с Ним уже в этой жизни.
Мы стараемся, чтобы во всех наших обучающих программах основополагающей была тема смысла жизни – зачем мы живем. Это главный вопрос, который должен волновать человека. Поэтому предназначение училища – это просвещение и миссионерство.
– Какие люди приходят учиться – возраст, профессии, социальный статус?
– Что касается регентско-певческого отделения (дневной формы обучения), там только молодежь. На других отделениях (вечерняя форма обучения) люди самых разных возрастов. Есть и студенты вузов, и работающие, и пенсионеры. Самые разные профессии. И все активно между собой общаются.
– Вы лично считаете какое-то отделение приоритетным, или все одинаково важны?
– Поначалу, когда только произошло объединение трех школ, мне, конечно, катехизаторы были как-то ближе, потому что я как руководитель все там знал, сам все выстраивал. Но вот прошло время, и для меня все – одинаково родные, близкие, ко всем уже привык. Я увидел глаза ребят, которые учатся на дневном отделении. Ну, дети! И настолько за них переживаешь, чтобы они и покушали вовремя, и отдыхали хорошо, и могли культурно обогатиться. Поэтому в музеи их отправляем, экскурсии проводим, паломничества.
– А в смысле важности получаемой профессии? Звонарь, катехизатор, иконописец, регент – у них одинаковые возможности в деле миссионерства?
– Выделить кого-то по важности не могу. Апостол Павел говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12: 4, 5). В Теле Христовом так же, как и в теле человека, важно все. И одно без другого жить не может.
– На ваш взгляд, за те 10 лет, которые вы состоите в должности директора училища, что самое важное и существенное произошло здесь?
– Училище проходит свой путь роста. Если раньше мы готовили в основном чтецов, певцов, регентов, звонарей, катехизаторов, то теперь заняли те ниши в деле проповеди Евангелия Христова, которые ранее не занимали. И новые направления обучения востребованы. Через них ведется активная миссионерская деятельность.
Казалось бы, как можно вести миссионерскую деятельность, например, через украшение храма? А это происходит. Люди, пришедшие на курсы флористики, знакомятся с церковной жизнью, потому что пересекаются с другими отделениями и общаются с более воцерковленными людьми. Происходит миссионерство, взаимообмен.
Люди сейчас другие – через новости, интернет они отягощены множеством информации, причем тревожной, и крайне важно через занятие ручным трудом хоть немного отвлечь их в практическую плоскость.
Важная веха – открытие отделения церковного искусства и специальности «Иконопись». Это была моя мечта, чтобы люди приобщались к церковному искусству, особенно к иконописи, развивали свои таланты в благом, правильном, каноническом искусстве, духовно возрастали и возвышались. Слава Богу, это удалось – по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Заславского Вениамина, с помощью наших попечителей, а самое главное – усердием наших преподавателей, замечательных иконописцев. Возглавляет мастерскую священник Алексей Шишко. Очень, очень увлеченный своим делом человек! Я очень рад, что отец Алексей не замыкается на своем приходе и привлек в свою команду ряд единомышленников – Ирину Михайловну Бурьяк и Евгению Владимировну Булацкую.
Наше новое отделение дополнительного образования – это курсы по философии, по психологии, флористике, экскурсоведению.
Мы ведем планомерную работу по катехизации тех, кто отбывает наказание в тюремных структурах.
Впервые на территории постсоветского пространства мы пришли в места лишения свободы через онлайн-платформу, онлайн-курсы – уже второй год совместно с Департаментом исполнения наказаний МВД Республики Беларусь ведем планомерную работу по катехизации тех, кто отбывает наказание в тюремных структурах. Для всех желающих организован спецкурс «Основы православной веры и христианской нравственности». Что очень важно, потому что люди находятся там в особых условиях, а это своего рода утешение в виде изучения Священного Писания, бесед со священником, пускай через экран компьютера.
– Эти курсы ведут преподаватели-священники?
– Да, больше священников.
– Сначала вы руководили Школой катехизаторов, а 10 лет тому назад произошло объединение трех духовных школ. Чья это была идея?
– Это Митрополит Павел (Пономарев) всех объединил, его Господь умудрил сделать так. И мы видим, что это дало благие плоды – стало больше единообразия, дисциплины и общения.
– За последние годы как-то изменились задачи обучения и сами учащиеся?
– Конечно, аудитория поменялась. Тогда люди не были еще отягощены интернетом, было много молодежи. Теперь в основном приходят люди взрослые, молодежи не так много. Но мы ищем новые способы проповеди, стараемся найти правильные инструменты для того, чтобы в интернете достучаться до сердец молодых людей и вытащить их из виртуального мира в мир реальный.
Раньше было горение. Сейчас из-за суеты, еще раз подчеркиваю – из-за обилия информации – люди немножко потухшие. И чтобы их расшевелить, нужны некоторые усилия. В общем, нужно стараться и не унывать, а переосмысливать новые условия, которые возникают в мире, и находить новые пути для проповеди и обучения.
– Да, 10 –20 лет назад стоял вопрос дать желающим и ищущим азы Православия, а нынче миряне приходят в духовное училище, уже имея багаж знаний…
– Раньше люди шли охотно, получали образование вживую. А сейчас большей частью в интернете ищут какие-то курсы. Но все равно, никакие онлайн-курсы не заменят живое общение с преподавателем. Однако понимают это единицы. В нынешнее время мы стараемся через новые инструменты уловить те души, которые стремятся к Богу, ко Христу, и направить их в нужное русло.
– Согласитесь, не все инструменты, которые предлагает современный технический прогресс, годятся для проповеди и миссионерства?
– Не все, конечно. Но я знаю священника, который проповедует через TikTok, и аудитория у него прибавляется. Можно найти правильные инструменты даже там.
– Только вот удастся ли удержать внимание фанатов TikTok серьезно и надолго, у них же другое, измененное сознание? У нас еще нет такого опыта, результатов решения совершенно новых задач…
– Мы только учимся это делать, пробуем, экспериментируем, ищем правильные варианты, чтобы не проповедовать обмирщвленным способом и тем самым не умалять проповедь, оставаться самими собой и хранить высокий евангельский дух Православия.
Как прежде, так и в настоящее время главное для училища – познакомить учащихся с правильным христианским духом, с Православием, показать им красоту богослужения и тот путь молитвы, через который можно получить утешение. Через общение и личный пример привести их, еще раз подчеркиваю, в правильную духовную жизнь, о которой мы часто забываем.
На фоне разнообразных проектов и событий мы забываем о важности каждодневной духовной жизни, молитвы, внимательности к себе. Вот этому надо научить людей, которые приходят в духовное училище. Это база, основа! Можно дать просто знания, чисто теорию, но, как говорит апостол Павел, «знание надмевает» (1 Кор. 8, 1).
– «А любовь назидает» – то есть более важно уметь воплощать теорию в жизнь?
– Да, это самое сложное, и потому учащиеся нашего дневного отделения участвуют в богослужениях в домовом храме духовной академии, другие помогают на иных приходах – и так происходит вхождение в церковную жизнь.
– Понятно, что священнослужитель должен глубоко знать вероучение, чтобы и проповедь грамотно сказать, и ответить на какой-то сложный, каверзный вопрос. А всякому другому христианину нужно ли знание нюансов богословия, или, может, достаточно знания основ вероучения?
– Знаете, простой, незаметный верующий может быть гораздо более искусным богословом, чем священник. А в каком смысле он может хорошо знать богословие? Истинное богословие – это не знание каких-то теоретических постулатов, а духовная жизнь. Богослов тот, кто имеет практическую духовную жизнь.
– Так все же, насколько систематизация, анализ, некий критический подход, свойственный науке, тому же богословию, согласуются с верой, где, в общем-то, все построено на доверии, на «уверенности в невидимом»?
– Мы существа духовно-материальные, поэтому у нас все взаимосвязано. Какие-то внешние вещи, которые мы делаем неправильно, вредят нашей душе. То есть видимые вещи вредят невидимому миру. И наоборот – неправильное духовное состояние человека, его поведение как индивидуума вредит внешнему, вообще его жизни как таковой. Может полностью разрушить его жизнь. И не только его, кстати.
Мы создаем вокруг себя атмосферу либо комфортную для других, либо ужасную. Адское внутреннее состояние – когда человек, как спичка, зажигается, раздражается, нетерпелив, завистлив, горд и так далее – приводит к тому, что с ним некомфортно, тяжело…
А знания… По слову апостольскому, знания нужны для того, чтобы дать адекватный ответ о своей вере и о своем уповании. Потому что вера – это не что-то эфемерное, абстрактное, а нечто конкретное.
Знания, особенно знание Священного Писания, помогают человеку увидеть себя: а на правильном ли я пути, какова моя духовная жизнь? А может, я в прелесть впал, может, это мои эмоции? Апостол Павел говорит о том, каков критерий правильной духовной жизни: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22, 23). Вот те критерии, маркеры, индикаторы, которые говорят человеку: ты на правильном пути. А если в тебе этого нет, то хоть сто или тысячу поклонов сделай…
Внешнее и внутреннее – это взаимосообщающиеся сосуды. То есть поклоны важны, их никто не отменяет, и молитвы важны, но все это должно быть осознанно, со смыслом – не просто молитву вычитал, а помолился, не чисто внешне соблюдаю пост, а способен воздержаться от какой-то гадости. Да, вместе с воздержанием от котлетки могу воздержать свой язык от осуждения. Надо всегда иметь рассуждение. Все синергично, теория и практика рядышком идут.
– Вы говорили о важности в процессе обучения личного примера, передачи опыта. Скажите несколько слов о его носителях – преподавателях МинДУ.
– Преподаватели, люди – это основа. Просто стен и учебников недостаточно! А педагоги у нас замечательные, особенно те, которые трудятся на регентско-певческом отделении с момента основания училища: протодиакон Николай Авсиевич, первый директор училища; профессор Николай Васильевич Шиманский; Таисия Александровна Миронова, Наталья Васильевна Воротникова. Они все сейчас работают вместе с молодыми, но не менее выдающимися преподавателями, опытными дирижерами: это Галина Леонидовна Романюк, Виталий Иванович Соболевский, матушка Ольга Михайловна Шолкова, их много. И вот эта встреча поколений, на мой взгляд, дала училищу преемственность, сохранение и приумножение традиций.
Без преемственности нет учебного заведения. Она дает молодому поколению педагогов возможность найти свои, современные пути передачи знаний нынешней молодежи, возможность показать все богатство, всю палитру наследия церковной культуры в разных ее проявлениях.
И очень важно, что сейчас училище занимается вместе с Минской духовной академией. Это произошло благодаря, конечно, Промыслу Божию и благословению Митрополита Павла, тогда еще Экзарха всея Беларуси.
– Имеете в виду, что в здании МинДА училищу предоставлены учебные аудитории кроме тех, что есть на территории прихода иконы «Всех скорбящих Радость»?
– Да. И это дало свои плоды, в том числе стали образовываться новые семьи: женятся академисты и наши учащиеся – девушки регентско-певческого отделения.
Само географическое расположение учебного корпуса академии – в центре города – работает в пользу миссии, проповеди.
– И наш кафедральный собор рядом с его святынями…
– Да, Минская семинария – под сенью Жировичской иконы Божией Матери, а академия и училище – под сенью Минской иконы и под покровительством святой княжны Софии Слуцкой. В этом видна промыслительная рука Божия, направляющая нас через наших правящих архиереев.
Вот и владыка Вениамин еще до того, как стал Патриаршим Экзархом всея Беларуси, все годы, сколько я являюсь директором, по благословлению Митрополита Филарета, будучи тогда викарным епископом, осуществлял духовное окормление училища, по-отечески помогал нам, направлял, наставлял. Я очень рад, что и сейчас благодаря его советам, вниманию, благословению мы развиваемся дальше.
«Мы были первопроходцами»
Протодиакон Николай Авсиевич, первый директор Минского духовного училища. Нес это послушание 5 лет – с момента возрождения училища в 1989 году до 1994 года. Учился в Одесской семинарии, затем в Московской духовной академии, где параллельно окончил регентский класс под руководством известнейшего регента Н. В. Матвеева. Свое церковное служение начал в 1980 году в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска и до сих пор служит здесь в звании протодиакона, а также преподает в МинДУ.
– Отец Николай, расскажите, как и с чего началась работа училища.
– В 1988 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси, началось возрождение церковной жизни, и приснопамятный владыка Филарет стал настоящим миссионером для Беларуси. Владыка возродил все – приходы, штат священников, колокольный звон, епархиальные псаломщицкие курсы – все-все. И возродил так тонко, медленно, красиво, аккуратно, не ломая ничего, как может только талантливейший, глубочайший человек. Это не только миссионер, а личность, глыба, ведь он все в Беларуси поднял на высочайший уровень! И дай Бог, чтобы этот уровень сохранился, сколько мы будем жить.
Помню, в 1989 году зимой Митрополит вызывает меня и говорит:
– Отец Николай, давай будем возрождать духовное училище.
Я отвечаю:
– Владыка, я не знаю, как.
– Я тоже не знаю.
– Владыко святый! Благословите, я поеду в Одесскую семинарию. Там у меня остались конспекты, поговорю с преподавателями.
Я съездил, меня в Одессе очень радостно встретили, подарили конспекты. И начали мы работать. Начали преподавать Новый и Ветхий Заветы, музыку. Таисия Александровна Миронова преподавала теорию музыки, покойные протодиакон Леонид Ракицкий – гласовое пение, а иеромонах Серафим, иподиакон владыки, – Закон Божий. Я преподавал церковный Устав.
Так в январе 1989 года впервые после революции на территории Советского Союза, еще до его распада, открылось духовное училище. Оно было самым первым – только на следующий год открыли в Москве. Мы были первопроходцами.
– А сколько вообще собралось педагогов? Около десятка получилось?
– Да что вы! Начинали всего с шести. А потом подключались другие, даже некоторые ученики стали преподавателями. Например, игумен Геннадий (Мошенский), когда-то он был дирижером в оперном театре.
– Более того, с 1980 года он заслуженный деятель искусств БССР.
– Так вот, когда этот человек с первым набором пришел в училище, я его прозвал «совопросник века сего», потому что он задавал мне такие вопросы, на которые я не мог ответить сразу. Приходилось искать источники – литературу. То есть человек интересовался глубоко. А позже он сменил меня на посту директора духовного училища.
– Самое интересное: сколько народу пришло учиться в том памятном 1989-м?
– 71 человек. Были среди них и люди в возрасте, лет 70-ти, и матушки, которые управляли хором у своих батюшек. Для поступления в училище надо было только взять благословение священника и предоставить справку о крещении. Приехали тогда к нам со всей БССР – изначально ведь одна епархия была.
И очень интересно владыка Филарет выразился: «Ну что, отец Николай, со всех сел Бог свел. Давай всех принимать! Будем учить». Удивительные слова!
– А в последующие годы количество учащихся росло?
– Нет, но в пределах 40–50 человек всегда было. Позже в Слониме открылось духовное училище и в других местах…
– Какие сроки обучения были в те первые годы работы училища?
– Вначале обучение длилось один год. Для чего? Чтобы быстрей обеспечить вновь открытые приходы псаломщиками. Людей не хватало абсолютно.
Сложный вопрос был: где всем приезжим ночевать. Устраивали в гостиницу. Искали, чтоб подешевле. В этом помогал Иван Наумович Цырульник из канцелярии епархии. Кормили всех обедом в столовой. Правда, учащиеся приезжали только на три дня: понедельник, вторник и среду.
У нас было три специальности: регент-псаломщик, который мог создавать хор и дирижировать им; псаломщик, который мог запевать и знал, как соединять службы; и просто чтец, которым мог быть человеком, не имеющим слуха. Даже бабушек учили этому.
– Расскажите о каких-то особых, знаковых событиях в истории училища.
– В 1991 году мы принимали Святейшего Патриарха Алексия, на выпускном вечере он лично вручал выпускникам документы об окончании училища. Это было, конечно, незабываемо: сам Патриарх! Радость была и когда какие-то делегации приезжали, преподаватели из Москвы…
Люди с энтузиазмом, с воодушевлением, с необыкновенной любовью восприняли возможность учиться. А потом разъехались по всей Беларуси, и даже в Иерусалиме есть наши ученики. Кто-то в монашество пошел…
– Как шло развитие духовного училища?
– Мы возрастали постепенно. Начали с минимума: дать учащимся Ветхий Завет, Новый Завет, литургику для практического применения. Ну и по музыке, насколько кто мог воспринять: сольфеджио, гармонию, пианино. Позже добавились другие дисциплины: и нравственное богословие, и катехизис. Главное для нас было, чтобы человек мог объяснить вопросы веры «совопросникам века сего», дать ответ, когда его спрашивают. Это был минимум, который постепенно вырос в огромное духовное училище.
– После долгого периода атеизма как люди реагировали на новые знания, на училище с новой, духовной спецификой?
– В основном был энтузиазм, слушали с открытым ртом, потому что ничего подобного до этого не слышали. Людям рассказывали настоящее учение Церкви, и они с радостью воспринимали, и бояться уже было нечего. Порыв был необыкновенный, все как бы вырвались из тьмы, из каких-то уз и хотели узнать как можно больше. Люди искали знаний, просто рвались к ним. Спрашивали, где еще почитать, где найти.
Брали все книги, какие были. На полках ничего не залеживалось. Это потом появился такой объем литературы, что священники не могли справиться и все просмотреть – бывали же и опасные книги. Много вопросов задавали. Озадачивали. Приходилось искать ответы. Но это хорошо.
Я вам скажу, что и сегодня катехизаторское отделение духовного училища очень востребовано. Ведь люди вечером, уставшие после рабочего дня, идут познавать, им интересно. Они хотят правильно поступать с людьми на работе и в семье. Это большое дело. Там искание веры, даже порой искание себя.
– Когда смотришь на фото первых выпускников, возникает вопрос: почему все они сделаны в епархиальном управлении?
– Тогда же не было другого места для занятий духовного училища, и потому они проходили в епархиальном управлении. Владыка Филарет жил там же и всегда поздно ложился, спал три-четыре часа – и уезжал на приходы. А тут приходят, начинают играть на фортепиано… И он все это переносил с любовью. Владыка настолько объединял всех своим терпением!
И знаете, что интересно, в те первые годы эти 70 человек были как семья, в полном смысле слова. Все друг друга поддерживали, никаких антагонизмов. Трудности, конечно, были, но все покрывалось любовью – она объединяла.
«Наше училище – как большая семья»
Вячеслав Дмитриевич Изотов, 10 лет (с 2004 по 2014 гг.) руководил Минским духовным училищем как его директор. Начал работать здесь сразу после завершения учебы – выпускник МинДУ 2000 года. Ныне трудится в должности заместителя директора по административно-хозяйственной работе. Многодетный отец, имеет семерых детей.
– Вы сменили на посту директора Александра Ивановича Турова?
– Когда я учился на втором курсе регентско-певческого отделения духовного училища, в 1998-м, он стал его директором. У Турова колоссальный опыт: он был преподавателем и инспектором в Минской духовной семинарии, окончил Московскую духовную академию.
На мой взгляд, одна из важнейших заслуг Александра Ивановича состоит в том, что во время его руководства была начата и проведена огромная работа по систематизации и структурированию учебно-методической документации, протоколов заседаний Педагогического совета, учебных планов и прочих документов. Это поставило училище на новый уровень развития.
При А. И. Турове обучение стало трехгодичным. И это большой плюс, потому что сложно было освоить всю программу обучения за два года.
Александр Иванович был инициатором создания Попечительского совета МинДУ. В состав этого совета вошли руководители предприятий, которые согласились на постоянной основе оказывать финансовую и материальную помощь нашей духовной школе.
– Какие знаковые моменты развития училища были в период вашей работы директором?
– Один из них, новаторский – открытие вечерней формы обучения. Четыре выпускника школы катехизаторов (в то время мы были отдельными учебными заведениями), где учеба шла по вечерам, захотели стать певчими. Они пришли к нам. Но у нас тогда не было вечерней формы обучения, которая им подходила, только дневная.
Они написали прошения, я добавил свой рапорт и отвез в Епархиальное управление для получения резолюции Его Высокопреосвященства. Митрополит Филарет предложил сначала открыть вечерний факультатив. Наши педагоги поддержали это начинание. Эти четверо – молодцы, постоянно ходили, занимались и в конце обучения показали хорошие результаты.
Эксперимент прошел удачно. И тогда уже мы открыли вечернюю форму обучения на регентско-певческом отделении. С течением времени эта форма обучения развивалась и стала трехгодичной.
Еще один этап развития училища начался со следующей истории: однажды пришла ко мне на прием минчанка Елена Тарасова, которая по состоянию здоровья улетела жить в Турцию, в Стамбул. Она имела музыкальное образование – окончила Институт культуры, – но не имела духовного. Будучи верующим человеком, она нашла в Стамбуле подворье русского монастыря святого Пантелеимона на Афоне, ходила туда на службы и потихонечку начала помогать там на клиросе. Но ей не хватало знаний.
Она предложила мне открыть заочную форму обучения, сказав: «Я буду одна из первых, кто будет у вас учиться». И потом сложилось так, что еще несколько человек заявили о своем желании обучаться заочно.
Когда на педсовете мы стали обсуждать этот вопрос, то сначала реакция была категорически отрицательная: как можно учить пению заочно?! Это невозможно! Но выступил наш преподаватель и секретарь Педагогического совета, профессор Николай Васильевич Шиманский. Его слово оказалось решающим.
– Что же он сказал?
– Что заочное отделение есть в академии музыки, что оно работает и приносит хорошие плоды. Такой опыт есть, и он положительный.
Митрополит Филарет благословил – и мы открыли заочную форму обучения. Причем очень строго подошли к вопросу: определили, что у абитуриента должна быть минимальная музыкальная подготовка – хотя бы пять лет музыкальной школы. Правда, потом были примеры, когда приходили ребята без музыкального образования, но очень одаренные, и успешно, наравне с другими учащимися, оканчивали духовное училище.
Заочная форма была сначала двухгодичной, а потом стала трехгодичной. Поначалу было очень тяжело… Но сейчас заочно обучается регентов больше, чем на дневной форме обучения. Оказалось, что такое обучение очень востребовано. К нам потянулись регенты, которые имели музыкальное образование, но плохо знали Устав, гласы. Они шли к нам в училище, потому что здесь все знания систематизированы. Это был колоссальный момент развития и для нас, и для них.
Вообще, мы оказались новаторами, потому что в духовных школах нашей страны такого не было, чтобы заочно можно было получить квалификацию «регент церковного хора».
О хоре нашего учебного заведения благодаря выпускникам узнавало все большее число настоятелей малых приходов. Ребят стали приглашать для помощи в проведении архиерейских служб. Тогда у училища благодаря заботам и помощи благотворителей появился свой микроавтобус. Хор учащихся регентско-певческого отделения смог посещать богослужения в разных храмах, монастырях и петь там на архиерейских праздничных службах. За такой помощью в училище обращались настоятели приходов Белорусской Православной Церкви из разных епархий. Студенты старших курсов под руководством опытных преподавателей нашей духовной школы чаще всего сами регентовали на этих службах.
– 10 лет в качестве директора училища – это срок. Оглядываясь назад, каково собственное ощущение: что удалось, что не совсем?
– За эти годы не стыдно. Мы старались искренне и добросовестно делать то, на что было дано благословение. А у кого не получалось – сами уходили, такое тоже было, не без этого. У нас была и есть команда – Педагогический совет, преподаватели. Какие-то моменты и процессы продвигал я, а где-то подключались другие люди. Наше училище – как большая семья.
Знаете, когда выпускники при встрече здороваются, улыбаются и говорят слова благодарности, – это приятно. Это и есть оценка нашей деятельности. Значит, то, что мы делали, было не зря. Да, мы совершали ошибки, может, не так профессионально работали, как хотелось бы, но мы были искренни.
Читайте нас в мессенджерах Telegram и Viber,