Казак без веры — не казак
04 марта 20155 марта 2015 года исполняется 5 лет со дня учреждения Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Казачество как явление существует достаточно давно. И несколько десятилетий назад в местах исторического поселения казаков — Дон, юг России, Сибирь — началось активное возрождение казачества и казачьих традиций. Также активно стало возрождаться казачество в Беларуси. И оно было бы невозможно без деятельного участия Православной Церкви и духовного окормления членов казачьих организаций.
Протоиерей Георгий Арбузов, настоятель Воскресенского прихода города Минска, член коллегии войсковых священников при Синодальном комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, поделился своим опытом окормления казачества в Беларуси.
— Отец Георгий, расскажите о Вашем участии в окормлении казачьих организаций в Беларуси. Что Вы почерпнули для себя из этого опыта как священник?
— Моя первая встреча с казачеством состоялась в 2007 году, в Воскресенском приходе города Минска. Тогда впервые я услышал о белорусском казачестве; узнал, что на протоиерея Игоря Коростелева, настоятеля прихода храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», возложено послушание духовника казачества. В 2008 году при участии казаков был создан приход иконы Божией Матери «Донская». С этого времени для меня началась активная деятельность, связанная с окормлением казаков. В 2011 году решением Синода Белорусской Православной Церкви был создан Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством. По благословению Священноначалия протоиерей Игорь Коростелев возглавил новую церковную структуру, а я стал заместителем председателя. Спустя несколько лет по благословению митрополита Павла я вошел в состав коллегии войсковых священников при Синодальном комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством и сейчас в силу обязанностей посещаю казачьи организации, встречаюсь с их духовниками. Мы обсуждаем направления деятельности и для лучшего приложения наших сил в деле окормления казаков, и для воспитания их не только в казачьих, но и в православных традициях.
— Чем занимается Синодальный отдел Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством?
— Хотелось бы отметить активную работу Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Большое количество мероприятий проводится в течение года. Они направлены на воцерковление членов казачьих организаций и привлечение их к участию в торжественных богослужениях и молебнах, крестных ходах. Это свидетельствует об активном участии Церкви в жизни казачьих войск и организаций. Но ключевая роль в коллегии войсковых священников при Синодальном комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством принадлежит личности владыки Кирилла — прекрасного организатора и в то же время талантливого руководителя.
— Вы имеете в виду митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла?
— Совершенно верно. 5 лет назад по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был создан Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Волей Священноначалия на должность главы этого комитета был определен епископ Павлово-Посадский Кирилл. Сегодня владыка митрополит Кирилл является правящим архиереем Ставрополья, а также несет послушание в Синодальном комитете, возглавляя его.
В первую очередь хотелось бы сказать о личности владыки Кирилла: он является столь заботливым отцом, что его внимание к нуждам казачества выражается в постоянном посещении казачьих войск, а также казачьих организаций, которые находятся за рубежом. Для того, чтобы в полной мере возродились традиции казачества, нужна вера — живая вера, деятельная. Вера и преданное служение Отечеству, пастырская забота владыки митрополита Кирилла и подвигают его направить все свои силы на окормление казаков, на то, чтобы казаки чувствовали заботу Церкви, испытывали потребность в церковной жизни и своим примером показывали, что живая вера является мощным и серьезным стержнем для нормального функционирования и развития.
В 2013 году владыка Кирилл посещал Беларусь, встречался с казаками в городе Минске, посещал казачьи организации, и благодаря такому архипастырскому участию жизнь казачества и Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством вошла в новое русло и обрела импульс развития своей деятельности.
— Белорусское казачество, на Ваш взгляд, имеет какие-то особенности?
— Принципиальных различий нет. Казачество по сути везде одинаково. Есть отличия только в законодательной базе организаций. Заповеди казачьи одни и те же. Церковь, которая окормляет казаков — Русская Православная Церковь — несет пастырскую ответственность за их духовное руководство. Наоборот, несмотря на территориальную удаленность, я вижу тесное сотрудничество между, например донским казачеством и белорусским казачеством.
— Какие на сегодня стоят перед священником приоритетные задачи в плане окормления казачества?
— Пастырю, который окормляет казачество, необходимы любовь, терпение и понимание сложности жизни внутри казачьей организации. Важно, чтобы казачество проводило церковную жизнь, чтобы воцерковлялись не только казаки, но и члены их семей. Плохо — когда казак ходит в церковь, а его семья не посещает храма Божиего или дети некрещеные, браки невенчанные. Пастырю, который окормляет казачество, нужно вникать во все тонкости жизни казачьей организации. Иногда из-за неверного понимания атаманом предназначения казачества и устройства в современном мире речь идет только о возрождении традиций. А ведь это декларативная форма. Сегодня существует выражение: «Казаки — это рыцари Церкви», и оно должно иметь подтверждение на деле. Задачи атамана и священника (духовника казачьей организации) заключаются в привитии казакам понимания, что казак без веры — не казак. Это древняя заповедь и напоминание, что без живой деятельной веры, которая осуществляется не только в умении креститься, но и в знании молитв, Священного Писания, заповедей Божиих, в регулярном посещении храма, исповеди, причащении Святых Таин, казачество существовать не может. Тогда действительно можно сказать, что казаки — хранители православных традиций, тех самых, которые мы стремимся привить нашему обществу, — верность Православию, возможность миссионерской и просветительской деятельности. Казачество — это большой серьезный пласт, которому надо уделять огромное количество времени. Владыка митрополит Кирилл постоянно напоминает, что священнослужитель, занимающийся пастырским попечением, должен быть не только преданным этому делу, но и все свои силы прилагать к тому, чтобы воцерковить казаков.
Сегодня мы с уверенностью констатируем факт возрождения казачества в его исторических формах. Но без пастырской поддержки казачество не сможет обрести ту духовно-нравственную силу, которой обладало на протяжении веков.
Иллюстрация: kazaki.by
Беседовала Инна Соболевская