Навигатор: Новости

Митрополит Волоколамский Иларион поклонился святыням Минска

05 марта 2012

5 марта 2012 года в рамках визита в Беларусь председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Свято-Елисаветинский женский монастырь в Минске. В Державном храме обители Его Высокопреосвященство обратился к насельницам монастыря с архипастырским словом:

«Сердечно вас приветствую и желаю помощи Божией в том служении, которое вы несете.

Свято-Елисаветинский монастырь города Минска очень широко известен — не только в Беларуси, не только в России, но и за нашими каноническими пределами. Я впервые познакомился с некоторыми вашими сестрами, когда еще служил в Вене и когда достаточно регулярно ваши сестры приезжали туда, привозили то, что производится в монастыре — иконы, шитье…

Конечно, эти поездки матушек по разным странам, направленные на то, чтобы собирать средства для монастыря, одновременно имеют и миссионерское измерение, потому что тем самым матушки свидетельствуют о той жизни, которая здесь происходит. Это уникальный очаг духовной жизни, который создан практически на пустом месте и где даже стены свидетельствуют о той любви к Богу, о духе молитвы, которым проникнута жизнь обители. Это в первую очередь храм, построенный и расписанный с таким вкусом, столь изящно и на таком высоком уровне. И это свидетельствует о том, как настроены сердца людей, потому что стены храма, как правило, являются отражением внутреннего настроения сестер, братьев, духовника обители. Очень радостно, что такой монастырь существует, очень радостно, что он наполнен молитвой, наполнен живыми людьми, которые здесь приносят свою службу Богу и людям.

Я хотел бы вам пожелать, чтобы вы со всей серьезностью относились к вашему монашескому призванию, потому что быть иноком или инокиней — это особая привилегия. Это избранничество Божие. Но Господь избирает монахов и монахинь для того, чтобы они не только укреплялись сами в духовной жизни, не только преуспевали в молитве, но и помогали другим людям.

И вот этот вечный спор о том, что важнее: служение Марфы или служение Марии, — он практически заканчивается там, где мы переступаем порог монастыря. Потому что в монастыре нам приходится нести и то, и другое служение. Мы не можем сказать, какое из них важнее. Быть Марией очень важно, потому что мы должны всю свою жизнь, все свои помыслы приносить Богу. Если происходит подмена, если вместо внутренней жизни, вместо молитвенной жизни приходит какая-то человеческая активность, — иной раз монах не замечает даже, что произошла эта подмена. Потому что ему кажется, что он занят, что он делает полезные дела, а вместе с тем он забывает о внутренней жизни. И голос Христа как-то постепенно перестает звучать в его сердце, в его уме, он перестает думать о самом главном, о том, что является единым на потребу. И в этом заключается опасность монашеской жизни. Как говорит преподобный Исаак Сирин, который напоминает о необходимости, прежде всего, монаху заботься о внутреннем, духовном устроении: было много людей, которые совершали великие чудеса, которые проповедовали, которые многих людей привели к Богу, но из-за того, что они сами оставались внутренне неисцеленными, весь их подвиг вменился в ничто.

Но в то же время невозможно и быть, или изображать из себя Марию, не будучи Марфой. Не заботясь о людях, не заботясь о своей обители, не делая добрых дел.

И вот эти два служения — они как два крыла, которые возносят человека к Богу, и одно неотделимо от другого так же, как заповедь о любви к Богу неотделима от заповеди о любви к ближнему. И, по сути, это не две заповеди, а одна заповедь. И, как напоминает нам Апостол, ты не можешь любить Бога, Которого не видишь, если ты не любишь ближнего, которого видишь (см. 1 Ин. 4: 20). А ближний, которого мы видим, и особенно тот, который нуждается в нашей помощи, — это Сам Христос.

Мы через ближнего узнаём Бога. Через нашего ближнего мы встречаемся с Богом. И поэтому вполне естественно и даже необходимо, чтобы каждая монашеская обитель имела при себе те очаги милосердия, через которые люди приобщались бы к добру, через которые люди исцелялись бы и физически, и духовно.

Всё это есть в этом монастыре. И в этом смысле можно говорить о том, что Свято-Елисаветинский монастырь является примером, очень добрым примером для очень многих других обителей.

Я хотел бы пожелать, чтобы вы всегда сохраняли и всегда преумножали этот монашеский дух, который здесь царствует, — этот дух любви, дух молитвы и дух милосердия. И чтобы всегда Господь помогал вам в ваших трудах.

Да хранит вас всех Господь!»

Church.by