Новые экспонаты пополнили музейное собрание Минской духовной семинарии

21 июля 2018

top.jpg18 июля 2018 года музейное собрание Минской духовной семинарии пополнилось новыми экспонатами, которые будут представлены в готовящемся к открытию пятом музейном зале.

Новые экспонаты церковно-археологического музея Минской духовной семинарии были приобретены по благословению ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. Музейную коллекцию обогатили следующие книги, имеющие отношение к истории православного духовного образования и просвещения на белорусских землях:

1. Профессор А.И. Сагарда «Конспект чтений по патрологии в 1912-1913 учебном году в Санкт-Петербургской духовной академии» (Санкт-Петербург: Издатель В. Раевский, 1913. — 457 с.). 

С XIX века история образования на белорусских землях была тесно связана с Санкт-Петербургом, поскольку в это время Витебская и Могилевская губернии входили в Санкт-Петербургский учебный округ. В 1809 г. Санкт-Петербургская духовная академия стала административным центром учебного округа, осуществлявшего контроль за духовным образованием в том числе и на современных белорусских территориях.

2. Книга преподавателя Вологодской духовной семинарии И. Бачалдина «Что читают в духовной школе (Анкета среди учащихся)» (Вологда: Типография губернского правления, 1912. — 36 с.).

Издание представляет собой статистическое исследование, проведенное автором в Вологодской духовной семинарии, но во многом отражает общее состояние вопроса, характерное для всех духовных школ Русской Православной Церкви начала ХХ века.

3. Книга доцента Киевской духовной академии священника Тимофея Лященко «Что такое теософия и куда она ведет?» (Киев: Издание Киевского православного религиозно-просветительного общества, 1912. — 59 с.). На титульной странице запись чернилами: «Из книг священника Иоанна Мальцева. 1917 год» и печать приходского храма.

В 1913-1918 гг. автор книги являлся профессором, а в 1914-1918 гг. инспектором Киевской духовной академии. В 1914 г. принял монашество с возведением в сан архимандрита. С 1919 г. в эмиграции. В 1924-1926 гг. епископ Берлинский, викарий Западно-Европейской епархии, в 1926-1938 гг. епископ Берлинский и Германский (РПЦЗ). Скончался в 1945 г.

4. Книга В.Ф. Марцинковского «Крещение взрослых и Православие» (Лодзь: Книгоиздательство «Компас», 1932. — 48 с.). На титульной странице штамп Уездного миссионерского комитета в Новогрудке.

Владимир Филимонович Марцинковский (1884–1971) – российский публицист, богослов, проповедник и общественный деятель. Окончил Петербургский университет, преподавал в разных городах России, активно участвовал в дебатах с атеистами в первые годы советской власти, пока в 1923 году не был выдворен из страны.

5. Книга архимандрита Феофана (Протасевича) «Святитель Феофан, затворник Вышенский, как образ православного архипастыря» (Варшава: Синодальная типография, 1934. — 33 с. Серия: «Библиотека Братства православных богословов в Польше», № 2).

Архимандрит Феофан (Протасевич) организовал православный митрополичий интернат и богословский лицей в Варшаве. В кон. 1930-х годов настоятель православной кладбищенской церкви на Воле в Варшаве. Расстрелян немецкими жандармами в первые дни Варшавского восстания (август 1944 года).

6. Книга профессора Н.С. Арсеньева «Религиозный опыт Апостола Павла» (Варшава: Синодальная типография, 1935. — 23 с. Серия: «Библиотека Братства православных богословов в Польше», № 6).

Профессор Николай Сергеевич Арсеньев (1888-1977) преподавал на кафедре западноевропейских литератур Императорского Московского университета (1914, 1916-1917), на кафедре романо-германской филологии Саратовского университета (1918—1920), в Кёнигсбергском университете (нач. 1920-х гг. — 1944 г.) и на православном богословском факультете Варшавского университета (1926-1938). Читал лекции в Оксфордском, Кембриджском, Сорбоннском, Лондонском университетах и Богословском институте Святого Дионисия в Париже.

7. Книга «Воспоминания боголюбивой вдовы о преподобном Серафиме Саровском» (Варшава: Синодальная типография, 1929. — 8 с. Серия: «Библиотека православного христианина», № 11).

8. Книга «Молитвы ежедневные для детей православных. Издание десятое» (Варшава: Синодальная типография, 1929. — 32 с.).

Настоящее издание относится к периоду проведения политики полонизации белорусского и украинского населения в пределах Польской Республики в 1920-1930-е годы. Ориентация на размытие восточнославянской идентичности православных белорусов и украинцев побуждала польское правительство инициировать перевод на латиницу даже богослужебных текстов и молитвословов.

9. «Краткий православный молитвослов» (Издательство Миссионерского Комитета православной епархии в Германии, 1942. — 32 с).

В годы немецкой оккупации белорусских земель (1941-1944) значительная часть западных регионов современной Беларуси вошла в состав генерального округа Восточная Пруссия, а пребывавшие в их пределах православные приходы подчинены Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Представленное издание распространялось в православных храмах современной Гродненской и Брестской областей.

Новые экспонаты будут представлены в готовящемся к открытию пятом зале церковно-археологического музея, посвященном истории православного духовного образования и просвещения на белорусских землях.

* * *

Церковно-архологический музей Минской духовной семинарии создан в 2014 году по инициативе ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. В настоящее время музей включает четыре зала, посвященные истории Минской духовной семинарии, истории Жировичского монастыря, церковному искусству XII-XX веков, рукописным и старопечатным книгам XVI-XVIII веков. Заведующий музеем — проректор по научной работе А.В. Слесарев.

МинДС / Сhurch.by