Доклад Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси на VII Международной конференции «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы» ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕНН
13 ноября 2011Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси
на VII Международной конференции «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы»
ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ
Дорогие братия и сестры!
Многоуважаемые участники конференции!
Словосочетание «христианские ценности» является одним из самых используемых при разговоре о Церкви и духовности. Это выражение так часто употребляется, что его смысл порой теряет свою очевидность. Поэтому в начале нашего размышления мы должны задать себе вопрос: что же такое христианские ценности?
Высшим благом, являющимся источником всех ценностей, несомненно, является истина о Едином в Трех Лицах Боге и о человеческой личности, созданной по образу и подобию Бога. Бог и человек пребывают в благодатном единстве друг с другом. Причем Бог — не только одна из сторон этого единства, но и само условие единства всего человечества, суть которого выражается посредством категории «любовь».
Мы интуитивно ощущаем, что под христианскими ценностями подразумевается что-то вечное и непреходящее. Это действительно так. Однако в качестве философской категории это понятие возникает сравнительно недавно, в XIX веке, причем в контексте секулярных тенденций европейской философии, пытавшейся не только развести, но и противопоставить религию и мораль.
В известный период Европа начинает утверждать новые ценности, в основе которых лежит человек — но не тот, что является образом и подобием Бога. А тот, который, будучи исполнен страстями, заявляет о своей автономии по отношению к Богу. Секулярные и даже богоборческие концепции для изложения своих идей использовали традиционную лексику, но постепенно придавали ей новое значение — иногда даже противоположное. Более того, с течением времени появляются авторы, пытающиеся доказать относительность ценностей, их необязательность.
Именно в противостоянии христианского миропонимания светскому гуманизму с одной стороны и влиянию других религий с другой возникает концепция «христианских ценностей». И только в этом противопоставлении мы можем адекватно понять суть проблемы и осмыслить ее до конца.
И это осмысление крайне необходимо! Ибо релятивизм и экстремизм в вопросе о ценностях — это не вопрос отвлеченного морализаторства. Это вопрос реальных судеб людей и истории цивилизации в целом, обернувшийся в XX веке многомиллионными жертвами. И число этих жертв, увы, продолжает расти день ото дня.
Те вызовы, перед которыми стоит наша цивилизация сегодня, невозможно свести только лишь к вопросам экономики и политики — сегодня мы должны говорить о кризисе антропологической парадигмы. В конце XIX века немецкий мыслитель Фридрих Ницше известил мир о смерти Бога и необходимости переоценки ценностей, а во второй половине XX веке француз Мишель Фуко говорит уже о смерти человека.
Неудивительно, что человечество сегодня напоминает библейского Иова, поверженного и изъязвленного, в ощущении полной богооставленности вопрошающего о причинах своих бед и несчастий.
Думаю, что в сложившейся ситуации Православная и Католическая Церкви должны совместными усилиями помочь человечеству обрести ответ на этот вопрос.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2004 года «признает полезным сотрудничество с христианами иных исповеданий для совместного свидетельства о христианских ценностях перед лицом секулярного общества, отстаивания прав верующих, помощи нуждающимся и обездоленным» и призывает «строить межхристианские отношения на основе взаимного уважения и братской любви, исключающей конкуренцию и прозелитизм».
В условиях глобализирующегося мира, временами открыто демонстрирующего свою христианофобию, православные и католики должны научиться воспринимать друг друга не в качестве соперников, а как союзники. Благо, в христианской церковной среде есть четкое понимание того, что разделение Церкви — это болезненное нарушение Богоустановленного единства Церкви как Тела Христова. Христиане осознают необходимость поиска пути к сближению, а не поводов к противостоянию — особенно перед лицом общих угроз.
О единстве христиан молился Господь наш Иисус Христос: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17: 2).
В 2000 году был принят документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», отражающий взвешенный подход к христианам иных деноминаций. В указанном документе говорится: «Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство» (1.15).
Православные молятся за каждым богослужением «о мире всего мира» и «о соединении всех». Знаю, что и Католическая Церковь делает соответствующие шаги в этом направлении. Иначе нельзя!
К сожалению, на данный момент между православными и католиками имеются догматические противоречия — это факт. Но я не думаю, что вопрос о единстве нужно сводить только к этой проблеме. Ведь единство христиан — это единство не только веры, но и добрых дел. Можно ли призывать людей к миру, если мы сами не следуем этим путем? Не потеряем ли мы моральное право призывать наших современников к единству, если сами деятельно не подтвердим готовность искать его?
Давайте вспомним слова апостола Павла, обращенные к Ефесянам, в которых определяется главное средство достижения подлинного единства людей и народов: поступайте «достойно звания, в которое вы призваны... снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4. 1-3).
Если мы утратим любовь, то окажемся неспособными воспринимать благодать Духа Святого и тем более — привносить в различные сферы своей жизни плоды Духа, такие как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие» (Гал. 5. 22). Это, в свою очередь, приведет к сокращению этих сфер, что мы и видим сегодня: порой христианство не просто утрачивает свое влияние на жизнь общества, но даже уступает его иным религиям и идеологиям.
Понимание этого роднит православных и католиков и побуждает их к совместному действию. Сегодня мы с радостью можем сказать, что Русская Православная Церковь ведет богословский диалог с РимскоКатолической Церковью. Мы имеем хороший многолетний опыт встреч и сотрудничества с рядом национальных епископских конференций. Конечно, нельзя не отметить важное значение совместного с РимскоКатолической Церковью сотрудничества в деятельности Конференции Европейских Церквей и других межхристианских и межрелигиозных организаций.
Всё сказанное имеет непосредственное отношение к Беларуси. Совсем недавно, здесь, в стенах международного образовательного центра имени Йоханнеса Рау представители христианских Церквей обсудили законопроект «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении».
Позволю себе небольшое отступление для того, чтобы выразить благодарность сотрудникам сего Центра за многолетние труды, которые направлены как раз к тому, чтобы христианские ценности утверждались в нашем обществе.
Уверен, что участники нынешней конференции прекрасно осведомлены о многочисленных нравственных реляциях законодательных инициатив, регулирующих медицинские аспекты жизни человека. Я не буду останавливаться на подробностях дискуссии, которая до сего момента ведется в нашем обществе. Отмечу лишь, что в белорусском религиозном сообществе имеется единая точка зрения, предполагающая, как минимум, категорический запрет экспериментов над эмбрионами, а также необходимость исключения суррогатного материнства из списка коммерческих медицинских услуг.
В Беларуси свыше 15 лет существует платформа для объединения усилий христиан в общественном служении. Это Межконфессиональная миссия «Христианское социальное служение». С удовлетворением отмечу, что в прошлом году в состав ее учредителей вошла и Минско-Могилевская архиепархия Римско-Католической Церкви.
Одной из важнейших инициатив этой организации является систематическая работа по профилактике и противодействию в распространении ВИЧ/СПИДа. Вы знаете, что восточноевропейский регион является местом наиболее интенсивного роста числа людей, живущих с этим вирусом. К сожалению, в некоторых религиозных сообществах проявляется тенденция сведения этой проблемы к уровню медицинских вопросов.
Мы же уверены, что ее решение невозможно без масштабной и всесторонней духовно-нравственной профилактики, предполагающей, в первую очередь, формирование приверженности к христианским духовным ценностям.
В этой связи, полагаю, очень важно развивать сотрудничество Церкви и государства в образовательном поле. Слава Богу, в нашей стране мы имеем Институт теологии. Это учреждение образование, входящее в состав светского университета. И это побуждает Институт — его профессорско-преподавательскую корпорацию, а также студенчество — быть той евангельской закваской, которая преображает педагогическое пространство нашей страны. В Институте, созданном по инициативе Белорусской Православной Церкви, обучается также и католическая молодежь. При этом многие наши студенты на