По материалам СМИ: Интервью архиепископа Могилевского и Мстиславского Софрония в газете «Вестник Могилева»
15 июля 2023На торжественном мероприятии в честь Дня города, проходившем во Дворце культуры области, председатель Могилевского городского исполнительного комитета Александр Студнев поздравил архиепископа Могилевского и Мстиславского Софрония с присвоением звания «Почетный гражданин Могилева». Решением Могилевского городского Совета депутатов архипастырь был отмечен за многолетний плодотворный труд и значительный вклад в духовное просвещение населения Могилева. Это стало поводом для разговора с владыкой Софронием корреспондента «Вестника Могилева» Сергея Карпекова:
Каков был ваш мирской путь до того, как произошло ваше обращение к вере? Почему вы приняли решение поступить в семинарию? Тем более, что это пришлось на время, когда верующих считали едва ли не изгоями.
В нашей семье, кроме меня еще две сестры. В детстве мама часто водила нас в храм. Благодаря матери в моей душе было посеяно семя, которое впоследствии принесло духовные плоды. Ведь те слова, которые ребенок слышит в детстве от своих родителей, часто остаются с ним на всю жизнь, и на их основе формируется мировоззрение.
Когда пришло время вступать в пионеры, мать посоветовала отказаться, и я последовал ее совету. К нам домой приходила пионервожатая и проводила беседу. Со временем, правда, мне пришлось-таки надеть галстук, но, тем не менее, одноклассниками мне была дана кличка – поп. По-видимому, это событие имело предсказательное значение, потому что в свое время я им стал.
После окончания школы я был призван на службу в вооруженные силы. Первоначально служил в городе Борисове в танковом учебном подразделении, где готовили водителей, наводчиков, командиров танка. Курс обучения продолжался полгода, а затем курсантов отправляли по воинским частям. После окончания учебного подразделения я был направлен для дальнейшего прохождения воинской службы в Витебскую область, Лепельский район, поселок Заслоново, где дислоцировалась наша воинская часть. Первоначально был наводчиком орудия, а затем командиром танка.
Вы ушли в монастырь, не став приходским священником. Как к этому отнеслись ваши близкие?
Анализируя свою жизнь, хочу отметить, что первый период моей сознательной духовной жизни начался с момента поступления в духовную семинарию. Этот период можно назвать моим воцерковлением и духовным образованием. После окончания академии я получил соответствующие богословские знания. Затем начинается период моей духовной жизни. Передо мной стоял выбор: или совершать свою пастырскую деятельность в миру, или уходить в монастырь. К этому времени мой отец уже отошел в иной мир, а мать, конечно же, хотела, чтобы я был мирским священником и был при ней. Но по промыслу Божьему в 1986 году я стал насельником Свято-Успенской Жировичской обители.
Мы часто говорим, что у каждого человека есть своя судьба. Скажем, человек мечтает об одной профессии, а приобретает совсем другую, хочет связать свою жизнь с одним, а получается, что живет с другим. На церковном языке мы говорим, что это есть промысел Божий. Бог сотворил мир и помышляет о каждом народе, и каждом человеке, желая им спасения.
При постриге вас нарекли Софроний, что в переводе с греческого означает «здравомыслящий», «благоразумный». Почему именно это имя?
Монашеский постриг совершает архиерей, или игумен монастыря, и он определяет имя, даже постригаемый не знает, какое имя ему нарекут. В моем случае я получил имя Софроний, по-видимому, потому что мой постриг состоялся 10 апреля, а память святителя Софрония отмечается 12 апреля.
Очевидно, что в силу своего положения вы соблюдаете аскетизм и строгую жизненную дисциплину. Какой аскетизм или дисциплину вы бы порекомендовали прихожанам?
Говоря об аскетизме, надо отметить, что аскетический образ жизни относится к людям, которые оставляют мир и уходят в уединение. А людям, живущим в миру, необходимо проводить религиозный образ жизни. Религия и вера помогают людям контролировать свое нравственное состояние. Религиозный человек отличается от нерелигиозного тем, что способен анализировать свою внутреннюю жизнь, свои дела, поступки и даже мысли, и сравнивать их с законом Божиим. И если он видит нарушение этого закона, он кается в своих грехах и просит Бога помощи избавиться от них. Вера помогает человеку переносить жизненные трудности и скорби. Также необходимо отметить, что у религиозного и верующего человека молитва должна быть внутренней потребностью. Так как молитва есть беседа с Богом, то она должна быть искренней и сердечной, и тогда Бог будет слышать наши молитвы и помогать нам в нашей христианской жизни.
Говоря о прихожанах, с какими проблемами они обращаются к вам?
В первые годы моего служения в Могилевской епархии ко мне часто обращались верующие люди с просьбой построить храм в отдаленных от центра районах города. И мы откликались на их просьбу, были построены храмы в районах Гребенева, Кирова, Казимировка. В настоящее время в приемные дни обращаются люди с различными вопросами: это расторжение церковного брака, по вопросу о самоубийцах, а также с вопросами личного характера. Много людей, которые попали в трудные жизненные ситуации, обращаются за материальной помощью.
Как вы относитесь к тому, что некоторые носят крестик на шее не из-за веры, а ради моды?
В советское время не принято было носить крестик, и даже запрещалось пионерам, комсомольцам, военнослужащим. Когда я был призван в армию, то мать мне зашила крестик в портмоне, где я носил его вместе с документами. После перестроечного периода, многие одели крестики, кто по вере, кто ради моды. Некоторые вместо сережек на уши цепляют крестик. Я бы сказал, что это кощунство, подобно тому как многие, особенно молодые люди, ставят на своем теле различные татуировки, и таким образом оскверняя свое тело.
Какое значение вы придаете духовно-нравственному воспитанию молодежи?
Сегодняшние школьники и студенты через некоторое время будут определять характер нашего общества, поэтому очень важно воспитывать молодежь в духе нравственности, любви к людям и своему Отечеству. Воспитывать на духовных ценностях нашего народа. Важно, чтобы сегодня, несмотря на колоссальное информационное воздействие, наши молодые люди были способны, опираясь на эти ценности, отсеивать все то, что ложно, губительно, опасно для личности, для общества, для страны. Поэтому необходимо объединить усилия Церкви и государства для того, чтобы никакие искушения не оторвали нашу молодежь от Бога, чтобы она находила в себе силы не поддаваться плотской страсти, сохранить внутреннюю целостность, то, что называется на церковном языке целомудрием, способность любить и быть любимыми, создавать семью, воспитывать детей, любить Отечество свое, строить свои отношения не на языке инстинкта, а на языке Божественной любви.
В 2009 году в кафедральном cоборе во имя Трех святителей на вас напал человек с ножом, причинив ранения. Как выяснилось, он был психически нездоров. Вы простили его?
Первоначально я недоумевал, почему так произошло, рассуждал о причине нападения. Но спустя несколько лет нападавший написал мне письмо из мест отбывания наказания, указал причину нападения и просил прощения. И при этом добавил, что он мог тогда ударить меня не в живот, а в сердце, но что-то не дало ему этого сделать. Человек, у которого надломлена психика и который не в состоянии контролировать свои действия, находится во власти темных сил. За таких людей необходимо молиться и прощать.
Вы наверняка слышали фразу: «Зачем мне ходить в храм, если у меня Бог в душе?» Что можете сказать по этому поводу?
На этот вопрос дает ответ апостол Павел, он говорит, что для спасения необходима вера и добрые дела. Бывает так, что верующий человек ходит в храм, учувствует в церковных таинствах, а выйдя из храма может творить недостойные поступки: осудить ближнего, поругаться, оклеветать, обмануть. Такая вера не дает спасения. Но бывает и так, что человек ведет благочестивый образ жизни, ни с кем не ругается, никого не обижает, но в храм не ходит. Такая жизнь тоже не дает спасения, потому что Бог спасет человека. Христос пришел в мир, основал Церковь и в храме, через молитву, Таинства Покаяния и Причащения, человек очищается от греха и приближается к Богу.
Какие достижения в своей жизни вы считаете наиболее значимыми? Может это строительство Спасо-Преображенского храма, восстановление церквей, памятник Георгию Конисскому? Ведь вы так или иначе причастны ко всему этому?
Строительство и восстановление храмов имеет важное значение. Храмы строятся потому, что они нужны людям. Они нужны всем людям в независимости от того, какое общественное положение человек занимает в обществе. Придет время, и каждый из нас предстанет на суд Божий, и тогда Господь не спросит нас, были ли мы учеными или простыми людьми, богатыми или бедными, а он спросит, сколько добрых дел мы совершили в своей земной жизни. И для того, чтобы стать добрее, мы и строим наши храмы. В храме человек прикасается к той духовной истине, которую Господь наш Иисус Христос принес в мир и которая помогает человеку отличить добро от зла, правду от лжи. Наши внешние жизненные обстоятельства, наши внутренние переживания, стрессы тяготят нашу душу, и даже религиозному человеку тяжело со всем этим справится. И только в храме мы можем прикоснуться к благодати Божией, испытать духовную радость и получить силу, которая так нужна для повседневной жизни.
Деятельность Церкви оценивается не только по количеству храмов и монастырей, но и по влиянию, которое она оказывает на жизнь людей и общество. Миссия Церкви заключается в благотворном влиянии на этот мир и к призыву ко спасению всех людей, в том числе и государственных деятелей. Как в свое время писал апостол Павел к своему ученику Тимофею: «Прежде всего прошу совершать молитвы за всех людей, за царей и всех начальствующих, чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте, ибо это угодно Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».
Есть такой православный российский телеканал «Союз». В Беларуси по телевидению транслируются Рождественские, Пасхальные богослужения. А вот именно подобный телеканал нужен в нашей стране?
Безусловно, такой канал нужен. Если посмотреть на программу нашего телевидения, то бросается в глаза изобилие разных сериалов, боевиков и других бесполезных программ, которые далеки от духовности и нравственности. Поэтому канал на подобие российского «Союза» нам необходим.
Вы родом из Брестской области, но вы уже долгое время в Могилеве. Он стал для вас второй родиной? Что вы можете сказать о городе?
Двадцать лет, которые я провел в Могилеве это особый период в моей жизни и он связан с этим благодатным и героическим краем, с удивительной историей. И город действительно стал для меня второй малой родиной. За время моего прихода в Могилев, город значительно преобразился, есть что посмотреть паломникам и туристам, это Подниколье, Зоосад, Буйничское поле.
Владыка, что бы пожелали могилевчанам и гостям Могилева?
Хочу пожелать правильной христианской жизни, какую проводили святые Церкви Христовой. Церковь не случайно именует святителя Николая правилом веры, потому что он старался в своей жизни сохранить ту веру, то учение, которые принес на землю Иисус Христос. Вера самым тесным образом связана с нравственным началом, потому что во многом нравственность основывается на тех заповедях, которые христианская вера передает из поколения в поколение. Если разрушается вера в обществе, то разрушается и система ценностей. И, если мы хотим жить правильно, если, попросту говоря, хотим быть счастливыми в независимости от того богатые или бедные, ученые или простые люди, здоровые или не очень, то мы должны верою соединяться со Христом, жить по Его заповедям и духовно возрастать для жизни вечной.
И дай Бог, чтобы сегодня, в непростое время для страны нашей, да и для всего мира, на нашей Могилевской земле рождались и воспитывались люди сильные духом, любящие Бога и Отечество свое, готовые созидать крепкие семьи, готовые хорошо трудиться, для того, чтобы к лучшему менялся этот мир.
Читайте нас в мессенджерах Telegram и Viber,