По материалам СМИ: Статья из цикла «Воины духа» о белорусском священнике Александре Гоголушко
25 апреля 2023На сайте Белорусского телеграфного агентства «БЕЛТА +» и в газете «7 дней» вышла статья Тамары Маркиной из цикла «Воины духа» о белорусском священнике Александре Гоголушко.
На фотографии интеллигентный молодой человек актерской внешности. Это белорус Александр Гоголушко – один из 3,3 миллионов жертв политических репрессий в СССР. Парень еще не знает, какая ждет его судьба и какие испытания выпадут на его долю... Но взгляд уже печален.
Грусть захватила сердце Александра, когда ему было чуть более десяти. Случилось это в поселке Дальний Сибирского прихода Томской епархии. Сюда, за пять лет до революции, его отец – псаломщик из деревни Ласица из-под Вильно Василий Гоголушко вместе с матушкой и детьми был отправлен на церковную службу. Уехал в дальние края, окончив в Москве курсы настоятелей и получив сан иерея.
В Дальнем храма не было. Энергичный отец Василий, засучив рукава, вместе с местными мастеровыми стал его строить. Возвели молитвенный дом, а потом и храм в пяти куполах – красивый, из кедра, на каменном беленом фундаменте. И стал в нем батюшка Василий служить настоятелем. Люди потянулись в церковь.
Отец Василий врачевал и души людские, и тело: на курсах в Москве обучился и медицинским премудростям. Когда кто заболевал, садился в возок и ехал, в дождь, мороз и снег.
Весной 1920-го новая власть постучалась в двери семьи Гоголушко. Священника арестовали. После трех месяцев Новосибирской тюрьмы, выдав предупреждение, батюшку освободили. Ненадолго. Осенью он снова оказался за решеткой – как политически неблагонадежный элемент. Но и тогда строптивый настоятель церковь не закрыл, креста не снял.
За ним пришли в третий – последний раз. Дело было в декабре 1920-го. Батюшка возвращался из храма домой. Остановили двое: один – верхом на коне, второй – на санях. Тот, что на подводе, в военной форме, представился комиссаром Ивановым, вежливо пригласил проехать на допрос.
– Потом вас вернем домой, – пообещал даже. Больше Василия Гоголушко живым никто не видел.
Когда в поселок Дальний дошла весть о том, что в соседней деревне женщина, зачерпнув воду в проруби, обнаружила там голову человека, закрученную в подрясник, сердце матушки Ольги замерло: мой! Оставив перепуганных детей дома, полетела в управу. В лежащей на леднике отрубленной вместе с шеей и частью плеча голове она признала черты любимого мужа – отца их четверых детей. Убиенного, как и Иоанн Креститель, усекновением головы комиссарской саблей.
Осиротевшая семья вернулась на родину – в Беларусь. Старший Петр начал служить псаломщиком в Поставах. Еще двоих сыновей – Александра и Михаила – приняли в приют Виленского Свято-Духова монастыря. Оба твердо решили идти по стопам отца и старшего брата, служить Богу и людям.
Читать далее на сайте БЕЛТА+ по ссылке.
Читайте нас в мессенджерах Telegram и Viber,