Проректор МинДА: Украинские раскольники надеются на признание их Константинополем

04 декабря 2014

top.jpgНеканоническая «Украинская Автокефальная Православная Церковь» (УАПЦ) в настоящее время ведет переговоры с Константинопольским Патриархатом о принятии ее в его юрисдикцию, и в случае «легитимации» раскольников это может повлечь за собой массовый переход к ним из РПЦ антироссийски настроенных православных верующих. Такое мнение высказал религиовед, проректор Минских духовных академии и семинарии Александр Слесарев на международной конференции «Религиозная ситуация на Украине в условиях кризиса», сообщает РИА Новости.

Как отметил эксперт, в нынешних условиях рост антироссийских настроений на Украине не должен спровоцировать массового оттока верующих и духовенства из юрисдикции УПЦ МП, поскольку в этом случае альтернативой для православных являются только пребывающие в расколе организации. Однако, по мнению Слесарева, «ситуация может измениться радикальным образом, если в пределах Украины возникнет каноничная альтернатива Московскому Патриархату».

«В таком случае разрыв с РПЦ для православных украинцев не будет связан с неизбежной самоизоляцией от Вселенского Православия, а станет лишь сменой церковной юрисдикции без уклонения в раскол. Единственной серьезной альтернативой Московскому Патриархату в Украине может быть Константинопольский Патриархат, который на протяжении последних 90 лет оспаривает у Русской Православной Церкви право возглавления церковной жизни не только в пределах Украины, но также в Беларуси и Прибалтике», — сказал религиовед.

Слесарев напомнил, что на протяжении последних 25 лет Вселенский Патриархат трижды осуществлял вторжение в пределы зоны канонической ответственности Русской Православной Церкви. Так, в 1990 и 1995 годах без согласования с РПЦ в Константинопольский патриархат были приняты Канадская и Американская митрополии «Украинской Автокефальной Церкви». Также в 1995 году на территории Эстонии при содействии властей этой страны была учреждена митрополия Константинопольского Патриархата, существующая параллельно с самоуправляемой Эстонской православной церковью в юрисдикции РПЦ.

«Негативная реакция священноначалия РПЦ на означенные действия Константинопольского Патриархата не побуждала руководство Вселенской Патриархии к принципиальному пересмотру линии внешней церковной политики. Данное обстоятельство дает основание к предположениям относительно возможного вмешательства Константинополя в конфессиональную ситуацию, сложившуюся в пределах современной Украины — центра исторической Киевской митрополии», — считает докладчик.

УАПЦ в 2009 году уже заявляла о своем желании войти в юрисдикцию Вселенского Патриархата на правах автономной митрополии, а с лета 2010 года религиозная организация ввела обязательное богослужебное поминовение в ее общинах имени Константинопольского Патриарха. Подобно «автокефалистам», «Киевский Патриархат» также ожидает от Константинополя признания собственной каноничности. Поместные соборы КП дважды, в 1992 и 2001 годах, обращались в Константинопольский Патриархат с просьбой о признании провозглашенной ранее церковной независимости, напомнил Слесарев.

«Существующее между неканоничными Украинскими церквами разделение во многом является сдерживающим фактором для Константинопольского Патриархата, который с 1992 года неоднократно заявлял о готовности принять участие в разрешении украинского церковного вопроса только в случае объединения украинских православных», — полагает религиовед. Он не исключает, что в обозримом будущем может произойти объединение УПЦ КП и УАПЦ, что, может для них «открыть новую страницу во взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом».

«Психологическая усталость от многолетнего раскола в Православной Церкви, осознание тупиковости самопровозглашения автокефалии, потребность в консолидации украинского общества, рост антироссийских настроений, особенно актуализировавшиеся в условиях современного украинского кризиса, могут активировать стремительное развитие процессов формирования единой Поместной Церкви в Украине при посредстве Вселенской Патриархии и, возможно, украинского правительства, — полагает Александр Слесарев. — Одним из возможных средств реагирования на эти процессы может быть системное изучение и соответствующая популяризация истории Киевской (Западно-Русской) митрополии в XV-XVII веках, обстоятельств и последствий ее вхождения в состав Московского Патриархата (1686), а также вопроса возвращения Константинопольским Патриархатом юрисдикции над территорией исторической Киевской митрополии (1924). Особого внимания при таком изучении заслуживают аргументы идеологов украинской национальной идеи и идеи украинской автокефалии относительно оценки того периода, который связан с пребыванием Киевской митрополии в юрисдикции Русской Православной Церкви».

«В современных условиях информационное противодействие украинской автокефалии посредством отождествления ее с грехом раскола может оказаться недостаточно эффективным, поскольку УПЦ КП и УАПЦ к настоящему времени осознали необходимость получения автокефального статуса со стороны Константинопольской Православной Церкви и сделали важные шаги в этом направлении», — сделал вывод эксперт.

По данным, которые привел участник конференции, в составе УПЦ Московского Патриархата на январь 2013 года насчитывалось 12 тысяч 806 общин, в составе УПЦ КП — 4685 общин, у УАПЦ было 1247 приходов, у Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) — 3917. Таким образом, в состоянии раскола с Вселенским Православием пребывало около 31% украинских православных общин.

Сhurch.by