Протоиерей Павел Сердюк: Тот, кто отстаивает семью, защищает саму жизнь

11 марта 2020

top.jpgВо второй половине 2019 года в Беларуси было собрано 52 600 подписей за принятие закона о запрете ЛГБТ-пропаганды среди несовершеннолетних. Планируется, что подписи будут направлены в Администрацию Президента. Комментирует протоиерей Павел Сердюк, председатель Синодальной комиссии Белорусской Православной Церкви по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

— Отец Павел, чьей инициативой является состоявшийся сбор подписей против ЛГБТ-пропаганды среди несовершеннолетних?

— Это инициатива фонда «Открытые сердца», который является общественной организацией и вместе с тем тесно аффилирован с Римско-Католической Церковью в Беларуси. От Белорусской Православной Церкви в организации сбора подписей принял участие Свято-Елисаветинский монастырь города Минска.

— А Вы лично подписались?  

— Нет, я не подписывался. На мой взгляд, текст воззвания, под которым ставились подписи, невнятно сформулирован, имеет манипулятивный характер, агрессивен в части апелляции к высшей государственной власти с требованием ужесточения норм существующего уголовного законодательства. Я не могу назвать такую инициативу христианской.

— Почему?

— Я хочу выразить озабоченность и тревогу о том, что воззвание обращено к государству как к внешнему арбитру, который должен, используя специфические инструменты, повлиять на нравственное состояние общества. Выглядит это так, что мы, христиане, не в состоянии свидетельствовать об истине своим образом жизни. Такими действиями мы демонстрируем свою беспомощность. Обращаясь с требованием наказания, мы тем самым показываем, что Евангелие Господа Иисуса Христа бессильно в нас. В Великом покаянном каноне святого Андрея Критского можно найти такие слова: «Закон обессилел, бездействует Евангелие, и всё Писание у тебя в пренебрежении: пророки потеряли силу и всякое праведника слово. Язвы твои, о душа, умножились, и нет врача, исцеляющего тебя!»

По моему мнению, на сегодняшний день существуют более актуальные вызовы, которые разрушают наши семьи и уязвляют наших детей. Аборты — явление, привычное в жизни нашего общества; отраженное в официальной статистике пьянство и другие формы зависимости; наличие игорных заведений в шаговой доступности, порнография, безответственное сексуальное поведение… Разве ЛГБТ-активисты разваливают наши семьи?..

— В воззвании упомянут Уголовный кодекс…

— То есть, инициаторы требуют от государства применить карательные меры к некоей социальной группе, в данном случае это ЛГБТ-сообщество. Прошедшая пресс-конференция показала, что организаторы сбора подписей не смогли внятно ответить на поставленные приглашенными журналистами вопросы: «приведите, пожалуйста, конкретные примеры ЛГБТ-пропаганды среди несовершеннолетних», «какие изменения в уголовное законодательство вы предлагаете внести?» Отсутствие четких ответов позволяет сделать вывод, что вдохновители общественной акции либо не подготовились серьезно ко встрече с прессой, либо не имеют необходимых компетенций, обостряя сложную социальную проблему, вовлекая в ее решение многих людей.

Важно вот что: мы — Церковь, которая имеет большой опыт гонений в ХХ веке, Церковь новомучеников. Мы говорим, что проповедуем Христа распятого… И вот, несмотря на это, мы призываем к карательным мерам, причем до конца не осознавая, как именно они должны применяться и каковы возможные последствия.

— Хорошо, а проблема ЛГБТ-пропаганды в нашем обществе есть? Вы ее видите?  

— С одной стороны, мы не видим сегодня распространения ЛГБТ-идей на национальном телевидении и радио, в печати или рекламе. Но, с другой стороны, агрессивное продвижение ЛГБТ-идеологии существует в интернет-пространстве. Мы видим, к сожалению, что ЛГБТ-сообщество проявляет себя весьма агрессивно в отношении христиан. Что, в общем, неудивительно, потому что библейское, церковное отношение к половым извращениям является однозначно негативным. Мы обеспокоены печальными тенденциями в жизни зарубежных стран, где наблюдается рост дискриминации и репрессий в отношении традиционной семьи со стороны представителей ЛГБТ-сообщества.

Прихожане наших храмов являются гражданами государства, членами общества — и в этом смысле могут поддерживать любые общественные и/или политические инициативы. 52 600 человек поставили свои подписи под обращением против ЛГБТ-пропаганды, осознавая или чувствуя угрозу привычному и устойчивому миру своей жизни. И я думаю, что агрессивная настроенность, голословное обвинение в ксенофобии, навешивание ярлыков и прочие технологические приемы, используемые на ЛГБТ-ресурсах (кстати, беспрепятственно осуществляющих свою деятельность в медиа-поле Беларуси), спровоцировали защитную реакцию. Большинство людей не согласны называть черное белым и пересматривать нравственные основы жизни.

Тот, кто сегодня отстаивает семью, тот защищает саму жизнь. Дело в том, что христианское сообщество в наших современных реалиях зачастую рассматривается как клерикальный институт с системой объектов культового поклонения, такой сетью бюро ритуальных услуг. Но нынешняя ситуация показала узость такого понимания. Христианское сообщество — это часть гражданского общества. И немалая!

— И как на эту агрессию со стороны ЛГБТ реагировать христианам?  

— Мы должны создавать в публичном пространстве положительный образ семьи, традиционных семейных отношений, показывать привлекательность брака как союза мужчины и женщины. Это большой кропотливый созидательный труд. Вместе с тем, надо понимать: мы живем в обществе, которое не находится в послушании у Церкви. Современное общество страстно не желает, чтобы ему навязывали некие стандарты бытия. Новое поколение уже не принимает то, что для старшего поколения — аксиома. Так что нам нужно не только свидетельствовать о том,  что мы сохраняем традицию. Для того, чтобы традиция сохранялась реально, должны существовать механизмы ее передачи от поколения к поколению.

— В Православной Церкви существует пастырское сопровождение ЛГБТ-людей?

— Духовник Свято-Елисаветинского монастыря протоиерей Андрей Лемешонок на пресс-конференции подчеркнул, что христиане непримиримы по отношению ко греху, но открыты к любому кающемуся грешнику. Священники, принимающие исповедь и совершающие духовническое служение, сталкиваются с людьми, у которых есть проблемы с сексуальной идентификацией. Принимая таких людей, важно помнить, что Бог пришел в мир, пребывающий в очень несовершенном состоянии. Но Бог проявил предельную эмпатию, предельную милость к Своему творению, несмотря на все ужасы, происходящие в мире людей. А раз мы совершаем свое пастырское служение по образу Христа — то и нашим уделом должны быть принятие и милосердие, врачевание греха и снисхождение к согрешающему человеку. Вспомните эпизод из Евангелия от Иоанна, где говорится о взятой в прелюбодеянии женщине, которую привели к Иисусу Христу, страстно желая осудить ее и предать смерти. Что ответил Спаситель?..

— И всё-таки проблема шире, чем борьба отдельных людей со своими личными греховными склонностями. Растущая толерантность общества к девиациям в сфере полового поведения — это глобальный вызов Церкви, да и всему традиционно мыслящему миру. Каким Вы представляете ответ на этот вызов?

— На самом деле, христианская Церковь не впервые в истории оказывается в среде, толерантной к половым извращениям. Христиане первых веков как раз жили в условиях господства греко-римской культуры, которая вполне себе поощряла гомосексуальные связи. И христиане преодолевали это лишь одним — образом своей жизни. Апостол Павел, назидая в своих посланиях христиан, обращенным из язычников, говорит: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте как чада света <…> и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5: 8, 11-12). И, действительно, человек, который обращается ко Христу, обретает в своем новом образе жизни нечто бесценное, не идущее ни в какое сравнение с жизнью старой, греховной. Поэтому сейчас надо не заниматься разжиганием вражды, пытаясь свою миссионерскую несостоятельность компенсировать репрессивными мерами в отношении тех, кому чужды наши ценности, а стремиться к тому, чтобы наш христианский образ жизни привлекал людей, чтобы мы были нравственным ориентиром и евангельской солью для общества.

Беседовала Татьяна Кузнецова

Фото с сайта n-do.by

Church.by