Протоиерей Сергий Лепин: Можно весь мир облить святой водой, но если сам человек не желает освятить свою жизнь, то смысла в этом нет
31 марта 2015В салонах автомобилей многих белорусов можно увидеть иконки, лики святых, крестики. Но какие обязательства в таком случае берет на себя водитель? Что дает освящение транспортного средства? Можно ли считать нарушение правил дорожного движения грехом? Эти и другие вопросы журналист портала Onliner.by задал председателю Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерею Сергию Лепину.
«Машины — это просто транспорт, применение которого не детерминируется христианским веро- и нравоучением. Хочешь — езди, не хочешь — ходи пешком. «Автомобиль» на церковнославянском — просто «колесница». Чин освящения «колесниц» не видит никакой разницы в принципах, которые заставляют их двигаться: гужевая тяга, электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания — это не важно», — отметил священнослужитель.
«Освящение (или точнее: благословение) автомобиля — это не «заговаривание» его и не попытка заколдовать в надежде сообщить ему какие-то сверхъестественные свойства. Сущностно освященная машина ничем не отличается от неосвященной — она есть всё то же сочетание металла, стекла, резины и пластика. Речь, скорее, идет о желании освятить всю свою жизнь, и только уже вместе с этим — и об освящении нашего отношения к вещи, о выражении нашего желания использовать ее во благо, о молитве за безопасность ее использования и божественном покровительстве, чтобы вещь «легла в руку» и была максимально удобна и эффективна», — подчеркнул отец Сергий.
По мнению председателя Синодального отдела, «можно весь мир облить святой водой, но если сам человек не желает освятить свою жизнь, посвятив ее Господу в вере и благочестии, то смысла в этом никакого нет. Это суеверие, причем в случае освящения машин — опасное».
«Соблюдение законов мирного и безопасного сосуществования — это обязанность христиан, уклонение от которой является греховным. В этом смысле нарушение ПДД является грехом, который по сути есть беспечное отношение к дару жизни и собственности», — заявил протоиерей Сергий Лепин.
Священнослужитель также обратил внимание на то, что, размещая иконы и кресты в автомобильном салоне, нельзя относиться к ним как к оберегам. «Оберегает Бог, а не иконы. Иконы лишь напоминают водителю о том, что он — христианин, что он должен молиться, быть осторожным, внимательным, ответственным. Если водитель обо всем этом забывает, то он становится не ближе к безопасности, а дальше от нее. Для христиан и нехристиан ПДД одинаковые, а это значит, и обязательства у христиан на дороге такие же, как и у нехристиан», — отметил он.