Навигатор: Новости

Протоиерей Сергий Лепин: "Днесь вод освящается естество".

18 января 2011

«Днесь вод освящается естество»

19 января по новому стилю Православная Церковь отмечает Крещение Господне. Этот праздник не менее популярен в народе, чем Рождество и Пасха. За освященной водой зачастую идут в храм даже неверующие. Освященная вода порой заслоняет собой в человеческом восприятии главное Действующее Лицо праздника — Господа Иисуса Христа.

О богословском смысле праздника Крещения Господня и о том, что препятствует его постижению, рассказывает редакции сайта БПЦ кандидат богословия протоиерей Сергий Лепин.

— Отец Сергий, если Иоанн Предтеча крестил покаянием (см. Мф 3: 11), то зачем понадобилось креститься Господу Иисусу Христу? Ведь Он был безгрешным и в покаянии не нуждался!

Сам Христос отвечает на этот вопрос: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3: 15).

Но какую правду? Правду Закона? Нет, в Законе не было этого. Давайте откроем Послание к Римлянам и прочтем о правде Божией (я думаю, что под «всякой правдой» нужно понимать именно «всякую правду Божию» — волю Отца, исполнить которую и пришел Сын Божий): «Но ныне, НЕЗАВИСИМО ОТ ЗАКОНА, ЯВИЛАСЬ ПРАВДА БОЖИЯ, о которой свидетельствуют Закон и Пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим 3: 21-26). Т.е. Закон и Пророки свидетельствуют о правде Божией, но не содержат ее как таковую.

Правда Божия есть оправдание, заключающееся в прощении грехов. Она усваивается нами в Таинствах и добродетельной жизни через веру во Христа. Она заключается в Искуплении, совершенном Спасителем на Кресте. И эта Правда, ее исполнение, тесным образом связывается с Крещением Спасителя, как это видно в Его ответе Иоанну Предтече.

Христос вступает в воды Иордана. Однако, как об этом мы только что сказали, не вода освящает Христа (наподобие того как мы омываемся в купели крещения), но, напротив, воды Иордана освящаются от того, что Христос снизошел в них. Всё, купель уготована! Мы в крещении оставляем грех, а Господь крестится для того, чтоб взять наши грехи и понести их на Крест.

Некоторые удивятся тому, что я порекомендую в этот праздничный день открыть именно эту книгу, а не иную — «Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Утреня Великой Пятницы, антифон 15, глас 6: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение».

«Иже во Иордане свободивый Адама»! Не странные ли слова?..

Где совершилось наше спасение? Ну, как я думаю, про Голгофу знают все. Существует еще, например, мнение владыки Антония (Храповицкого): в Гефсиманском саду… А вот про Иордан вы никогда не думали?

Я просто хочу немного переставить акценты, чтоб подчеркнуть то, что мы иногда забываем. Важно понимать, что принципиален вопрос не столько о календарном времени и не столько о географическом месте нашего спасения, сколько о Том, Кем мы спасены. Кем? Христом! Только Им! Аминь! Но всё, относящееся ко Христу, уже спасительно для нас в силу самого этого отношения, поэтому даже Благовещение называется в тропаре «спасением нашего главизной» — т.е. началом нашего спасения… Что во Христе спасает нас? Всё! Чем Христос спас нас? Всем!

Христос вступает в воды Иордана. В этих водах Он принимает грехи всех крещающихся во Имя Его на Себя и идет на Крест. Именно поэтому священник, освящая воду для Таинства Крещения, призывая дивное и славное Имя Господа, просит ниспослать на нее благословение Иордана и тем самым сделать ее источником нетления, даром освящения, освобождением от грехов, исцелением от болезней, полным истреблением демонов. Одним словом, священник под видом обычной воды просит у Бога Воды живой, о которой говорится, например, в евангельской беседе Христа и самарянки: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4: 14). И еще: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3: 5).

Интересно то, что молитва на освящение воды при Таинстве Крещения и молитва на освящение воды в день Крещения Господня имеют общие места: в ней, в частности, тоже просится о благословении Иордановом, и притом даже теми же самыми словами! Этим два великих события, таких как Крещение Господа и крещение каждого из нас, как бы, соединяются в единое событие. Те века и те расстояния, что лежат между нами и Господом, преодолеваются нашей верой, что и подтверждается Писанием, где Христос обещает Своим ученикам, что они будут креститься именно тем крещением, которым крестится Он, но не другим (см.: Мф 20: 22-23). Вот почему День Крещения Господня есть и личный праздник каждого из нас всех, рожденных от воды и Духа.

Индивидуальность праздника Крещения, естественно, соотнесена со Христом, в чем и полагается причина не только того, что Крещение есть не только что-то полностью личное, и не только день воспоминания определенной даты или определенного события из истории: это и то, что имеет свою длительность здесь и сейчас, отношение к настоящему. Это present continuous Церкви, вечность, запечатленная в иконе нашего богослужения.

— Согласитесь, праздник Крещения очень любим среди современных православных людей. Храмы в этот день переполнены.

Мы не можем не радоваться тому, что праздник Богоявления (или Крещения Господня) является одним из самых любимых в нашем народе и собирает такое количество людей, жаждущих набрать святой воды. Но вместе с тем остается только сокрушаться, что часто многим из пришедших нужна вода и только вода, а не освящающий ее Христос. Ведь хорошо, когда какой-нибудь праздник (например, день рождения) собирает много народа. Но плохо, когда собравшиеся приходят только наесться-напиться. Увы, вокруг праздника Крещения в общем и святой воды в частности существует очень много предрассудков и недоумений…

— Это правда, например, что крещенская вода не портится?

Часто люди приходят в храмы за водой, святость которой они видят только в том, что она, якобы, не портится или портится медленнее обычной, в том числе и потому, что ее освящают серебряным крестом в серебряной посуде. Однако в духовных учебных заведениях никто не проводит соответствующих опытов, которые могли подтвердить или опровергнуть гипотезу, согласно которой физические свойства освященной и неосвященной воды отличаются. Напротив, доподлинно известно, что при ненадлежащем хранении святая вода может испортиться. Этого нельзя допускать, поэтому хранить ее стоит в прохладе, в темноте, в плотно закрытом сосуде, в недоступном для детей и животных месте, — и не долгими годами в трехлитровых банках, а в количествах, достаточных для потребления.

Святую воду не надо запасать цистернами.

— Что, в таком случае, делать, если она быстро израсходуется?

Ее всегда можно набрать в храме. Более того, ее можно разбавлять в любых количествах самому в домашних условиях, не боясь, что святость ее разбавиться так, как, например, разбавляется крепость чая или жирность молока. Святость — она либо есть, либо ее нет. Что же касается серебра, то это не более чем миф: мягко скажем, далеко не каждый храм может похвастаться наличием серебряной утвари, и часто священники преднамеренно, демонстративно не используют ее в этот день, даже если она у них имеется. Христиане верят в духовное, а не физическое отличие освященной воды от неосвященной, которое созерцается только верой, а не микроскопом или каким-то другим прибором. Когда же святость воды пытаются измерить в джоулях, то, судя по всему, мы имеем дело с заблуждением. Святость воды — она только в освящении Христа и в Благодати Духа Святого, что исключает возможность для химии или физики сказать нам в этом отношении что-то значимое. «Днесь вод освящается естество», — говорится в одной из молитв, то есть освящается не конкретная «водичка», а природа, стихия воды. И это, собственно, стоит отличать от ее изменения.

— В народе считают крещенскую воду целебной.

Несмотря на то, что по освящении физически вода остается той же, хоть и освящается духовно, преподается она верующим не только для духовных благ, но и для благ физических. Тем не менее, христианин должен полагаться в данном вопросе на милосердие Божие, Его Благодать, а не на законы физического взаимодействия, которые, яко бы, становятся иными. Конечно, если Богу будет угодно, то и «Иордан» всей нашей жизни со всеми его законами обратится вспять, но рассчитывать на это как на закон, как на должное, обусловленное новыми физическими свойствами Н2О, нельзя.

Нельзя относиться к святой воде как обычному лекарству, которое действует так, как любой другой препарат с точки зрения доказательной медицины. Материальная святыня — это не таблетка, которую главное вовремя приобрести и правильно принять, ибо в ней действуют не молекулы, а Бог. Нельзя относиться к святой воде и как к какому-то магическому средству, которое действует «само по себе», только лишь в силу сообщенных ей кем-то другим необычных свойств. Святая вода праздника Богоявления, употребляем мы ее вовнутрь или окунаемся в ней, не очищает нас от грехов так, как обычная вода очищает нас от грязи. Она не может заменять собой Покаяние и Причащение Святых Христовых Таин. Без веры и осознания необходимости внутреннего освящения здесь не обойтись. Употребление святой воды не может заменить собой молитву, покаяние, пост, чтение Писания, дела милосердия! Напротив, она требует всего этого в изрядной степени. Употребление святой воды не может заменить собой Живую Воду, о которой говорит Христос: первое должно нам напоминать о втором. Поэтому стоит иметь в виду, что приобщиться святой воды можно не только в освящение, но и в осуждение.

— Многие стремятся на Крещение окунуться в прорубь. Старый обычай вырубать «иордань» красочно описан еще у классиков русской литературы…

Первое, что стоит уяснить себе: это не закон, не требование православного вероучения. Это всего лишь народная традиция, к которой нужно относиться взвешенно и осторожно.

Людям, страдающим определенными недугами (например, сердечно-сосудистыми заболеваниями и температурными аллергиями) участие в подобных мероприятиях противопоказано: здесь нет ничего такого, ради чего стоило бы рисковать жизнью и здоровьем. Стоит заметить, что очень часто в этом обычае нет ничего, кроме азарта и даже, я бы сказал, гордыни, любопрения и самоутверждения, что совершенно противоречит духу праздника, и, будучи грехом, не должно иметь место среди нас, особенно в эти святые дни. И уж тем более, что следует из ранее сказанного мной, не стоит рассчитывать на то, что окунание в прорубь само по себе очищает человека от греха. Дай Бог, чтоб это, как и все внешнее, каким-то образом было соотнесено с определенными внутренними процессами и рождало в человеке намерение изменить свое сердце и ум.

— А есть разница между водой, освященной в Крещенский сочельник, и водой, освященной собственно 19 января?

Нет! Это одна и та же вода, которая освящается одним и тем же чином, но в разное время — для удобства прихожан. Не стесняйтесь задавать вопросы духовенству: ими вы не досадите, а, наоборот, обрадуете своих батюшек.

Помните, что потребление нами святыни, материальной и духовной, должно ориентировать нас на определенного рода отдачу как в служении Богу, так и в служении ближним. Духовная деятельность, как и всякая другая, не может не подразумевать определенного рода результат, о котором я и призываю задуматься и помолиться всех, кто празднует Крещение Господне.