Протоиерей Сергий Лепин: Таинства не продаются
04 февраля 2015Читатели портала TUT.BY сообщают, что в посещаемых ими храмах выросли рекомендуемые цены добровольных пожертвований. Ситуацию прокомментировал председатель Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата, доктор теологии протоиерей Сергий Лепин.
По словам священнослужителя, «увеличились цены на печатную продукцию, храмы ведут ремонты, реконструкции... По каким ценам они должны платить рабочим и сотрудникам, хору, сторожу, регенту, псаломщику? Понятно, что если меняется экономическая ситуация — меняется и ситуация в приходах».
Протоиерей Сергий Лепин пояснил, что Исповедь, Причастие, другие Таинства и требы не продаются, рекомендованные суммы приводятся для ориентировки прихожан. Они также служат ориентиром и для самого духовенства в ведении приходского хозяйства и позволяют ему планировать предполагаемые расходы. Если верующие считают для себя рекомендованные суммы неприемлемыми, то они вправе пожертвовать, сколько считают нужным. Существуют церковные законы, согласно которым священнику запрещено торговать Таинствами (то есть требовать деньги за Таинство и одновременно отказывать в его совершении при неудовлетворении этого требования) под угрозой вплоть до лишения сана. Об этих правилах неоднократно напоминал митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Однако книги, церковная литература, иконы и прочая церковная утварь — всё это, увы, имеет свою материальную цену и стоить «сколько не жалко» не может по объективным причинам, отметил председатель СИНФО БПЦ. Нередко и печатная продукция распространяется на добровольные пожертвования и даже безвозмездно. Во многих (хотя и не во всех) храмах есть библиотеки, где каждый желающий может взять почитать книгу совершенно бесплатно.
Отец Сергий Лепин отметил: «Каждый христианин должен понимать, что содержание храмов — обязанность прихожан, а не государства или какого-то дяди из-за границы… Все оплаты в храме — это жертва человека на храм, социальные программы, которые проводит приход, на строительство, ремонт, духовное просвещение и религиозное образование, в конце концов, и содержание духовенства. Как говорит апостол Павел, “Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?” (1 Кор. 9: 13)».
«Нет денег на самую большую свечу? Возьми самую маленькую. Никто же не настаивает на том, что чем больше ты купил свечку, тем ближе к раю оказался. Что такое свеча? Если отнестись к ней как к товару, то всем понятно, что она столько не может стоить. Это жертва! Человек приходит в храм, жертвует определенную сумму, и ему не просто говорят «спасибо», а в благодарность дают свечу — это такая осязаемая благодарность храма прихожанам», — объяснил протоиерей Сергий Лепин, добавив, что свечки ставят не для того, чтобы в церкви было светло. «Конечно, возжжение свечи имеет и психологическое, и символическое значение. Однако Церковь же не учит о том, что если человек пришел на богослужение и не поставил свечку, то богослужение ему не засчитали. Нет у человека сегодня денег — не надо делать из этого проблему. Стой и молись на здоровье! Но если уж кому-то совсем без свечи невмоготу, то, думаю, можно просто попросить. Забыть кошелек дома каждый может, но если человек вообще не может позволить себе пожертвовать на самую дешевую свечку, то… думаю, ему надо помогать даже не бесплатными свечками, а как-то по-другому».
На вопрос, почему в разных храмах суммы сильно различаются, отец Сергий ответил, что в разных местах экономическая ситуация не одна и та же. «Чем больше приход, чем больше прихожан, тем больше он себе может позволить лояльности в таких вопросах. Как это ни парадоксально, но в провинции рекомендованные суммы часто оказываются больше. К сожалению, для сельских храмов не продают кирпичи и краску дешевле, чем для городских, а принцип «дешевле свечки — больше прихожан», увы, не работает. В том числе и потому, что храм не магазин».