Ректор МинДА принял участие во Всероссийской Покровской академической научной богословской конференции «Актуальные вопросы экзегетики и герменевтики Священного Писания»
17 октября 201812 октября, в преддверии престольного праздника, в Московской духовной академии открылась Всероссийская Покровская академическая научная богословская конференция «Актуальные вопросы экзегетики и герменевтики Священного Писания».
На пленарном заседании ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий приветствовал участников:
— Проводя научные конференции, научные исследования Священного Писания, мы претендуем всегда на глубокий и всеобъемлющий подход. Но, применяя научный метод, мы должны понимать, что сегодня, в век рационализма и прагматизма, большинство людей этим духом настолько заразились, что на глубинном уровне своего сознания усвоили соответствующий критерий истины. И сегодня, для современного человека, истинным становится то, что логически непротиворечиво в рамках системы мировоззрения. И в конечном итоге просто выгодно падшему человеку.
Подход с такими установками к Слову Божию породил так называемую протестантскую парадигму в экзегетике, а именно: игнорирование Священного Предания нашей Церкви. И отношение к Писанию стало как к одному из литературных источников. Отрицается историчность описываемых в Библии событий и так далее. Следствием этого является нравственный релятивизм в толкованиях. Отсюда рождается оторванность современных западных, да и даже ряда отечественных библейских исследований, как от церковно-общественных проблем, так и от жизни и проблем конкретного человека. Отсюда отвлеченность и бесплодность рассуждений при наукообразности изложения.
Отвлеченные от жизни исследования никак не способствуют решению проблемы массовой невежественности православных христиан в области библейской истории и библейского богословия, нежелания и боязни читать сам текст Священного Писания. Такая оторванность от Предания, конечно, ни в коей мере не способствует тому, чтобы люди больше знали и более глубоко изучали Писание. В то же время одним из первых и важнейших принципов святоотеческого подхода к толкованию Священного Писания является общая убежденность в том, что Евангелие есть в первую очередь не текст, а живое слово Бога Воплощенного.
Не просто текст, как воспринимают его многие из протестантских толкователей, а именно живое слово Живого Бога, обращенное к самой глубине человеческого сердца. Не менее важным положением была вера в Богодухновенность Священного Писания. Начиная со времени мужей апостольских и апологетов, церковные писатели считали авторов Писания органами Божественной истины. Евангелие засвидетельствовало, что Сам Господь, «начен от Моисея и от всех пророк, сказаше им от всех Писаний, яже о Нем». «Сказаше» — в данном случае означает «истолковав». И когда Он сопровождал эммаусских путников, Он тоже истолковывал им Священное Писание, ветхозаветное Писание. И это изъяснение имело предметом ту сторону Священного Писания, ветхозаветного Писания, которая относилась к Самому Христу. И Господь Своим ученикам открыл тайны Писания о Самом Себе.
В святоотеческой письменности всегда наблюдалось глубокое убеждение, определившее всю последующую православную экзегезу, что толкование Писание — не есть дело только интеллектуальных усилий человека, а представляет собой в первую очередь дар Божий человеку. Об этой благодати понимания говорил святой Иустин, философ и мученик: «Если кто не получил от Бога великой благодати и разумения того, что говорили и делали пророки, тому нимало не будет пользы в том, что он по видимому пересказывает их слова и деяния, тогда как не может дать в них отчета».
Именно этот дар разумения, полученный от Бога вместе с верой и благочестием, позволяет обрести здравие ума, без которого невозможно правильное понимание Священного Писания. Само Священное Писание, точнее, Сам Господь через него многократно и многообразно призывает нас поучаться в законе Господнем день и нощь, как говорится в книге Иисуса Навина, в Псалтири. «Сидя в доме и идя дорогою, ложась и вставая» — во Второзаконии есть такие слова. «Ежедневно разбирать Писание» — сказано в Деяниях. «Исследовать Писание», — как говорит нам Евангелие от Иоанна. «Дабы Слово Христово вселялось в нас обильно» — послание апостола Павла к Колоссянам.
Я желаю благословения Божия участникам и гостям нашей конференции. Сердечно приветствую всех тех, кто прибыл к нам из других учебных заведений, из других городов. И желаю, чтобы современные исследования в области православной библеистики, соединяя научное знание с несомненной верой в Богодухновенность Священного Писания, привнесли во всех нас добрый плод во славу Божию. Благодарю устроителей конференции за ваши труды.
Первым выступил ректор Минской духовной академии, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры архимандрит Сергий (Акимов). В докладе «Значение внебиблейских свидетельств для толкования Священного Писания на примере данных о походе фараона Сусакима в Сиро-Палестину» он затронул археологические проблемы, связанные с военным походом фараона Сусакима на землю обетованную. Также архимандрит Сергий рассмотрел проблемы, связанные с источниками, ведь мы знаем об этих событиях не только из Священного Писания, но и из других текстов.
Выступление заведующего Библейским кабинетом МДА протоиерея Александра Тимофеева было посвящено особенностям герменевтической системы проф. И.Н. Корсунского и его влиянию на русскую библеистику. Доклад приурочен был к 170-летию со дня рождения и к 120-летию со дня кончины профессора МДА. В нем были затронуты вопросы, касающиеся личной жизни Корсунского, его деятельности на благо Церкви.
Заведующий кафедрой библеистики СПбДА, доцент протоиерей Димитрий Юревич выступил с докладом: «Методологические изъяны в герменевтических взглядах на Священное Писание Ветхого завета проф. А.В. Карташева».
Профессор ПСТГУ и Физико-технического университета В.П. Лега прочитал доклад, на тему: «Первый день творения: святоотеческие толкования и современная наука». Виктор Петрович обратил внимание слушателей на то, что святые отцы, в том числе святители Василий Великий и Григорий Богослов, занимались толкованием дней творения и обращали особое внимание на научные концепции о начале бытия мира своей эпохи. Если бы эти святые отцы жили сейчас, то, возможно, их труды вмещали бы взгляды и концепции современных научных открытий.
Завершилось пленарное заседание выступлением проректора по научно-богословской работе МДА протоиерея Александра Задорнова, который прочитал доклад «Священное Писание в каноническом корпусе: текст и толкование» и докладом заведующего кафедрой библеистики ПСТГУ протоиерея Алексея Емельянова «Новозаветное толкование святителя Феофана затворника в наследии епископа Кассиана (Безобразова)». В своем выступлении отец Алексей затронул важный вопрос, касающийся принижения библистами XVIII-XIX веков роли Отца в спасении человечества от предвечной смерти.
Далее конференция продолжилась в формате работы по секциям.
Секция «Бытие мира до и после грехопадения» была посвящена православной апологетике и толкованию Священного Писания. Модерировал работу секции протоиерей Олег Мумриков.
Модераторами секции «Современные проблемы экзегетики Священного Писания» выступили протоиерей Александр Тимофеев и протоиерей Димитрий Юревич.