В музей Минской духовной семинарии передана ценная коллекция экспонатов

08 сентября 2018

top.jpgСобрание церковно-археологического музея Минской духовной семинарии пополнилось новыми экспонатами, которые будут представлены в залах, посвященных истории Жировичского монастыря, истории духовного образования и просвещения на белорусских землях, православной литургической традиции.

7 сентября 2018 года клирик Туровской епархии иерей Ростислав Бондаренко передал в дар церковно-археологическому музею Минской духовной семинарии большую коллекцию экспонатов. В этот день музейное собрание обогатилось следующими приобретениями:

  • Неизвестная ранее фотография преподобномученика Серафима (Шахмутя; 1901-1946), архимандрита Жировичского. Фото сделано после середины 1941 года и длительное время хранилось у преподобной Манефы Гомельской (в миру Марии Скопичевой; 1918-1984), лично знавшей архимандрита Серафима.
  • Коллекция металлопластики XIX — начала ХХ веков (церковные медальоны, нательные кресты, застежки для книг).
  • Открытое письмо священника Григория Петрова к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) [1908 год].
  • Послание архиепископа Виленского и Лидского Феодосия (Феодосьева; 1864-1942) к духовенству Виленской епархии. Вильно, 25 июля 1938 года.
  • Нотный сборник из библиотеки епископа Бронницкого Сергия (Воскресенского; 1897-1944), впоследствии митрополита Виленского и Литовского, Экзарха Прибалтики. На титульной странице личная печать владыки Сергия в бытность епископом Бронницким, викарием Московской епархии (1934-1936).
  • Последование Литургии Преждеосвященных Даров, принадлежавшее клирику Пинской епархии священнику Митрофану Зноско-Боровскому (1909-2002), впоследствии епископу Бостонскому, викарию Восточно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Имеется автограф священника Митрофана.
  • Служебник архиепископа Ростовского и Новочеркасского Иоасафа (Овсянникова; 1904-1982), использовавшийся им в период приходского служения в г. Харькове и проживания в Почаевской Лавре (1944-1953 гг.).
  • «Книга чинов присоединения к Православию» (Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1895). На обложке дарственная надпись: «На молитвенную память о протоиерее Евстафии Баслыке о. Геннадию Яблонскому. 23.V.70 г.». Автограф протоиерея Евстафия.
  • «Священные Книги Ветхого Завета в переводе с еврейского текста. Пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии» (Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1882).
  • Книга иеромонаха Иннокентия (Пустынского; 1868-1937), впоследствии архиепископа Туркестанского и Ташкентского, «Многое и единое (Лук. 10, 41, 42)» (Сергиев Посад, 1899).
  • «Последование мертвенное над скончавшимся священником» (Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1904).
  • Миссионерский путеводитель по Библии / Составил диакон И. Смолин (Санкт-Петербург: Издание редакции журнала «Миссионерское обозрение», 1905. — XXXII, 182, LVI с.
  • Книга протоиерея Михаила Благонравова «Примерные уроки и планы уроков по Закону Божию для законоучителей начальных школ. Часть II» (Астрахань, 1908).
  • Книга директора Московского Учительского Института М.И. Демкова «Учебник педагогики для учительских семинарий, женских гимназий и для народных учителей. Часть II. Основы воспитания и обучения. Училищеведение» (Москва, 1910).
  • Книга В. Родникова «Очерки по Истории Русской Педагогии» (Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Киев, 1911).
  • Книга К. Плотникова «Руководство по обличению русского раскола старообрядчества» (Издание 7-е. Санкт-Петербург, 1911).
  • Книга «Пособие при изучении Евангелия от Марка» (Издание 3-е. Санкт-Петербург: Издание Студенческого Христианского Кружка в Санкт-Петербурге, 1913).
  • «Слово жизни. Братский листок № 32» (Санкт-Петербург: Издание Санкт-Петербургского Епархиального Миссионерского Совета, 1910).
  • «Литовские Епархиальные Ведомости» (Издание Литовского Епархиального Совета. 1922. 1(14) сентября. № 8-9).
  • Книга «О единстве Церкви. По поводу брошюрки под вышеуказанным заглавием бывшего православного протоиерея Аркадия Никольского» (Варшава: Синодальная типография, 1929). Издание ориентировано на полемику с перешедшим в унию бывшим клириком Православной Церкви в Польше.
  • «Православный календарь на 1930 год» (Варшава: Синодальная типография, 1929).
  • Брошюра «Осень». Серия «Библиотека православного христианина. № 52». (Варшава: Синодальная типография, 1932).
  • Миссионерские листки, издававшиеся Синодальным Миссионерским комитетом Православной Церкви в Польше (Варшава: Синодальная типография. 1925. № 18; 1931. № 14).
  • «Апологетический листок». Редактор-издатель священник Г. Шорец (Литва: Паневежис, 1931. № 3; 1931. № 4).
  • Православные детские издания «Мой друг» (Варшава: Синодальная типография. 1939. Апрель. № 4) и «Детский листок» (Варшава: Синодальная типография. 1935. Июнь. № 6; 1937. Сентябрь. № 13; 1938. Январь. № 1; 1938. Март. № 3).
  • Церковно-певческий сборник. Том II. Часть I. Литургия. 1-й голос (Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1900).
  • Церковно-певческий сборник. Том II. Часть I. Литургия. 2-й голос (Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1900).
  • Церковно-певческий сборник. Том II. Часть I. Литургия. 3-й голос (Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1900).
  • Церковно-певческий сборник. Том II. Часть I. Литургия. 4-й голос (Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1904).
  • Церковно-певческий сборник. Том ІII. Часть IІ. Литургия. 4-й голос (Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде. Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1904).
  • «Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребленный» (Под руководством директора придворной певческой капеллы Н. Бахметьева». (Издание придворной певческой капеллы. Санкт-Петербург, 1869).
  • «Главнейшие песнопения Божественной Литургии, Молебного Пения, Панихиды и Всенощного бдения, переложенные для хора мужских голосов Ст. В. Смоленским. Вып. 1. Песнопения Божественной Литургии» (Санкт-Петербург, 1893).
  • «Главнейшие песнопения Божественной Литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения, переложенные для хора мужских голосов С.В. Смоленским. Песнопения Всенощного бдения» [Титульная страница отсутствует, выходные данные неизвестны. Шрифт XIX века].
  • «Обиход нотного церковного пения. Часть 1. Всенощное бдение. Дискант» [Титульная страница отсутствует, выходные данные неизвестны. Шрифт XIX века].
  • «Обиход нотного церковного пения. Часть 1. Всенощное бдение. Тенор» [Титульная страница отсутствует, выходные данные неизвестны. Шрифт XIX века].
  • Чесноков П. Духовно-музыкальные сочинения и переложения для смешанного хора (Москва: Издатель П. Юргенсон, б.г.).
  • «Обиход нотного церковного пения. Песнопения Страстной седмицы» [Титульная страница отсутствует, выходные данные неизвестны. Шрифт начала XX века].
  • «Псалмы и священные песнопения, положенные на 4 голоса и фортепиано П. Григорьевым. Издание 2-е» (МоскваИздатель П. Юргенсон, б.г.).
  • Нотный сборник «Песнопения по Евангелии на Утрени «Слава тебе, Господи»». Музыка Д.В. Аллеманова [Б.м. и г.]. Издание нач. ХХ в. Имеется печать Сретенской церковно-приходской школы г. Дмитрова.

Администрация Минской духовной академии выражает искреннюю благодарность клирику Туровской епархии иерею Ростиславу Бондаренко. Щедрый дар отца Ростислава позволил существенно расширить собрание экспонатов церковно-археологического музея, обогатив действующие и готовящиеся к открытию экспозиции.

Церковно-архологический музей Минской духовной семинарии создан в 2014 году по инициативе ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. В настоящее время музей включает четыре зала, посвященные истории Минской духовной семинарии, истории Жировичского монастыря, церковному искусству XII-XX веков, рукописным и старопечатным книгам XVI-XVIII веков. Заведующий музеем — проректор по научной работе А.В. Слесарев.

МинДС / Church.by