В Свято-Духовом кафедральном соборе Минска вознесли заупокойные молитвы о жителях «огненных деревень»

24 февраля 2017

top.jpg23 февраля 2017 года в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе по просьбе родственников молились о невинно убиенных нацистами мирных жителях лесных деревень Гресского (существовал до 1956 года) района Минской области. Люди были расстреляны или заживо сожжены. Всего было убито 1118 человек, включая детей, женщин и стариков.

Тогда, 23 февраля 1943 года, были сожжены следующие деревни в районе дороги Шищицы — Осиповичи: Адамово, Березинец (не восстановлена), Жилин-Брод, Задовба (не восстановлена), Крушник (не восстановлена), Новинки, Переходы (не восстановлена), Пильня (не восстановлена), Поликаровка, Рудновка (не восстановлена), Фадеевка (не восстановлена). Все эти населенные пункты сейчас находятся на территории Слуцкого района.

Сохранились свидетельства военного преступления. Житель сожженной деревни Переходы П.А. Журавский рассказывал: «23 лютага 1943 года на досвiтку, калi людзi яшчэ спалi, немцы ўрывалiся ў кожны дом, расстрэльвалi сялян, а затым падпальвалi будынак. Усё трашчала i палыхала, чулiся енкi. Так загiнулi i мае дзецi, а старэйшую дачушку карнiкi жывой кiнулi ў агонь. Так знiшчылi яны ўсю вёску. Цяпер часта паўстае перад вачыма тая страшэнная карцiна».

«У мяне было шасцёра дзяцей, iх усiх немцы расстралялi. У гэты страшэнны час на руках я трымала самага меншанькага (1 год). Куля пранiзала дзiцятка i паранiла мяне ў плячо. Ад жаху, болю рухнула я на падлогу i страцiла прытомнасць. Фашысты запалiлi хату. Апрытомнела я, калi агонь ужо бушаваў ваўсю. Неяк мне ўдалося выпаўзцi. Твар i валасы абгарэлi, але, сабраўшы ўсе сiлы, дапаўзла да лесу. Там мяне ўжо заўважылi свае людзi i падабралi», — вспоминала спасшаяся жительница того же села С.Н. Дордынская.

Из воспоминаний Е.И. Борисевич: «Я уроженка деревни Крушник. Во время войны вместе с родителями в одном доме жила семья моего старшего брата Толика. Утром отец отправил Толю в лес по дрова, но тот вскоре вернулся и сообщил, что со стороны села Поликаровка слышны крики и выстрелы. Через часа два мы увидели карателей. Отец приказал мне и брату бежать в лес: боялся, чтобы нас не отправили в Германию… Мы ждали отца, но он не приходил. Тогда с соседкой Ниной пошли в сторону деревни. Хорошо помню, что снег на подходе к деревне был черный, покрытый сажей. Мы спужалися и повернули назад… Позже мы с братом вернулись к нашему дому, но увидели одно папялишча. Начали искать: может, кто остался живым? Но на месте бывшей дома нашли только пуговицы от маминой кофтачки и папину запальницу, которую он всегда носил с собой, обгоревшие косточки своих родных… На огороде выкопали спрятанный сундук с бельем, извлекли чистую наволочку и похоронили в ней косточки своих милых родителей, жены Толика и его двух детишек — недалеко от родного дома. После этой трагедии брат пошел в партизаны — мстить врагу».

За годы немецкой оккупации (1941-1944) в Беларуси карателями было уничтожено свыше 5 295 населенных пунктов, в ряде случаев со всем населением. Итогом немецкой политики геноцида и «выжженной земли» в Беларуси стали 2 230 000 человек, уничтоженных за три года оккупации.

Версию  о том,  что якобы  главную роль в антипартизанской  войне на территории СССР играли войска СС, СД и коллаборационисты,  опроверг главный борец с партизанами  — генерал СС Эрих фон дем Бах-Зелевски. В ходе Нюрбергского процесса в 1946 году он утверждал, что антипартизанские операции на оккупированной территории СССР проводились в основном войсками вермахта, т.е. армией, поскольку подразделения СД и полиции были малочисленны.

Из заупокойного прошения о невинно убиенных:

Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, от супостат невинно убиенных и мученически смерть приявших, ихже имена Ты Сам Господи веси, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному же и невольному.

Sabor.by / Church.by