Выходит новый номер журнала «Врата Небесные»
16 апреля 2018Клубок обмана из красной нити: откуда тянется и куда ведёт? Открывает номер предостерегающий материал иерея Олега Рудого и Татьяны Шимко: «Какое-то время назад к нам прорвалась «странная мода» на ношение красной нити на запястье. Иные наивно рассматривают ее в качестве безобидного яркого аксессуара. Другие хотят видеть в ней оберег и защиту, которые якобы никому не мешают. Далеко не все «онитенные» знают, что на самом деле этот предмет является знаком принадлежности к демоническому учению…»
Подрубрика «Кстати» представляет лаконичные, но весьма ценные для ума и сердца слова в материале «Блаженство» протоиерея Димитрия Смирнова: «Когда Господь видит, что человек старается, хочет любить, действительно этого хочет, а не на словах — на словах-то мы все друг друга любим, мы все насквозь православные, — а вот именно на деле, тогда Господь дает ему истинную любовь, которая есть высшее блаженство».
«Таблетка для смирения» священника Димитрия Шишкина. На вопрос «как научиться смирению?» батюшка дает неожиданный рецепт: «Для этого, брат мой, нужно регулярно принимать оскорбинку…» Не витамин, а… горькую микстуру оскорблений.
«Вам помочь?» протоиерея Алексия Уминского: «Подхожу я к храму, мимо идут люди… с пивом, в наушниках, разговаривают между собой. Никто в сторону храма даже голову не повернет. Пасха им, похоже, не нужна. Рядом со мной, чуть впереди, следует бомж — с какими-то тюками грязными, сам грязный-прегрязный! Народ на другую сторону переходит: чистенькие все, светленькие. А он до храма доходит, снимает свои грязные вещи… Крестится и глубоко кланяется перед папертью...»
«Погрузиться в благодать…» преподобного Паисия Святогорца: «Если мы озаботимся самоисправлением и, полагаясь преимущественно на Божественную помощь, обратимся более ко внутренней деятельности, чем ко внешней, то… сумеем стяжать и внутреннюю тишину; а она тихо поможет душам, с которыми мы встретимся...»
«Да будет воля Твоя…» священника Михаила Богатырёва: «Что делать, если вас обвиняют в том, чего вы не совершали? Трагических реакций на такие обвинения у нас быть не должно. Ты знаешь, что невиновен, и Бог знает. Ты перед Ним этого греха не совершил — вот главное… Нужно вовремя переключиться с человеческого суда на суд Божий и сказать: «Господи, Ты всё знаешь — и да будет воля Твоя».
Пасхальный крестный ход. Описание пасхального крестного хода Патриаршей переделкинской церкви в 1966 году Александр Солженицын дает яркими, сочными мазками: «За полчаса до благовеста выглядит приоградье Патриаршей церкви Преображения Господня как топталовка при танцплощадке далекого лихого рабочего поселка…»
Душа взлетела! В этом рассказе Тамара Кошевникова честно делится своим выстраданным и в то же время таким радостным духовным опытом: «В очередной Рождественский пост бабушка слегла и тихо отошла к Богу. Блюсти традицию стало некому. Поскольку я в нашей большой семье иногда «забегала» в храм, чем очень гордилась и полагала себя христианкой, то святить «булки» пришлось мне. Четкого понятия о ходе богослужения я не имела, но знала со слов бабушки, будто крестный ход — это так хорошо, что «душа взлетает»…»
Петька Сопля. Елена Кучеренко тоже рассказывает невыдуманную историю. Только не о себе, а о мальчишке, который был «щупленьким, маленьким, болезненным, тихим. Уши как локаторы, нос картошкой, а на нем очки… Самыми яркими воспоминаниями его раннего, «досадовского» детства были мамино окровавленное лицо и папкин пьяный крик: «Убью!»…» Но однажды этот хлюпик бросится в реку спасать… котенка, и в его жизни всё изменится!
На волнах бытия. «Все мы знаем, какими должны быть другие и что им делать. Особенно «компетентны» в лечении чужих болезней и воспитании чужих детей… На практике же «самая главная добродетель» дается с огромным трудом, если вообще дается», — пишет Раиса Серебрякова и рассказывает две истории о настоящем и ложном смирении.
Страсти по Огню, или История о настоящем чуде. Андрей Коченов пишет о неожиданном: «Много лет подряд я летал в Иерусалим на схождение Благодатного огня, но возвращался со смешанными чувствами — и радости, и, одновременно, разочарования…» И, описывая суету, царящую в святом городе, продолжает: «Я всякий раз ловил себя на мысли: нет, что-то тут не так. Как-то всё суетно и лукаво, сплошная торговля и… НЕЛЮБОВЬ к ближним своим, с которыми ты молишься в одном храме, единому Богу».
Скупимся на любовь. В великие дни Страстной недели у Распятия Елена Наследышева размышляет о том, почему же род человеческий скупится на любовь: «Но зачем проживать дни и часы, не согревая близких теплом своих слов и поступков? А, с другой стороны, как не устать любить, понимая, что нет гарантии счастливого конца? Как понять и принять человека, чья душа, например, онемела, закрылась, боится повторения боли и больше не рискует любить? Как самому, получив горький опыт отказа, неприятия, предательства, всё же не отчаяться, не разочароваться, не спрятаться за стеной цинизма, не потерять надежду и любить?»
Благовещение — праздник нашего спасения. Что это за праздник? Чему учит нас? В чём нам, живущим в XXI веке, стоит подражать Богоматери? Почему Благовещение всегда отмечается именно в этот день? Об этом — беседа Татьяны Соколович с клириком храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иереем Сергием Пыском.
Пространство и время канона Андрея Критского. Статья иерея Константина Камышанова — прекрасное пособие для более глубокого понимания великого духовного произведения: «Канон Андрея Критского — это сборник упоминаний наиболее ярких библейских историй, нанизанных на одну нить. Красная нить повествований — ошибки человека, ищущего Бога. Выбор иллюстраций ошибок призван создать полный спектр самых крупных ошибок человека, нанизанных на временную и смысловую оси. Такой вот «дайджест» Библии».
Пасхальное. Иерей Александр Бойко комментирует евангельское повествование о событии в Назаретской синагоге (Ин. 1: 11): «В предлагаемом отрывке из Евангелия апостола Луки наиболее полно отражается вся трагедия пришествия в мир Христа». И рассказывает чудесный случай из своей пастырской практики. А также произносит поучительное слово о Воскресении Господа Иисуса Христа, утверждая: «Коль у нас нет ощущения реальности события, свидетелем которого стали Мария Магдалина и другие ученики, значит, что мы еще не христиане».
Как праздновать Пасху Христову. В проповеди святителя Иннокентия Херсонского — не о том, что готовить к Пасхе и какие обряды исполнять, а совсем о другом: «Итак, вот чего не любит Господь наш, чего не должно быть среди настоящего празднества в Его честь: ветхого кваса — закваски злобы и лукавства! А что Ему приятно и чем нужно запастись каждому из празднующих, — бесквасием чистоты и истины!»
Светлое Воскресение. В произведении классика русской литературы Николая Гоголя читайте об отношении человека XIX века к великому празднику Пасхи: «Но зачем уцелели кое-где люди, которым кажется, будто они светлеют в этот день и празднуют свое младенчество, — то младенчество, от коего небесное лобзанье, как бы лобзанье вечной весны, изливается на душу, то прекрасное младенчество, которое утратил гордый нынешний человек? Зачем не позабыл человек навеки это младенчество, и, как бы виденное в каком-то отдаленном сне, оно еще шевелит нашу душу?»
Рукоделие, любовь и самое главное. «На первый взгляд, Мария Любочко — классическая православная матушка, — пишет Елена Есаулова о своей подруге, — смиренный вид, толстенная коса, одна детка — барышня одиннадцати лет, малышам погодкам — четыре и три. На самом деле эта брюнетка приятной внешности — кладезь удивительного и, как говорится, неформатного. Она модерирует сайт в интернете, преподает немецкий в университете и мечтает о маленькой рукодельной революции».
Радоница. Как праздновать особый день поминовения усопших, в который мы делимся радостью Воскресения с теми, кто уже отошел ко Господу? Какие особенности богослужения на Радоницу? Какие дела веры помогают нашим усопшим родственникам? Об этом и многом другом рассказывает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» священник Сергий Пыск.