Вышел новый номер журнала «Врата Небесные»
20 июня 2019Основные темы июньского номера журнала «Врата Небесные»: великий день Пятидесятницы; какие бывают иконы Святой Троицы и почему икона Рублёва — лучшая; разница в изучении Священного Писания у православных и протестантов; первое белорусское сестричество; океан — как одно из чудес Премудрости Божией.
На духовно-просветительный журнал можно оформить подписку с любого месяца во всех почтовых отделениях Республики Беларусь.
Индексы подписки: индивидуальный — 01058, ведомственный — 010582.
Сайты партнеров журнала: vrataby.com и deiverbo.com.
Читайте в № 6, 2019:
Бабушка
Рассказ Киры ПОЗДНЯЕВОЙ — это призыв чаще вспоминать об ушедших в мир иной наших родных и близких. Причем не только в дни особого поминовения усопших, но и в любой другой день: «“Покоем веет от наполненных закромов, уснувших овец, сложенного белья, от добросовестно сделанного дела, ставшего подарком Господу”. Я завороженно перечитывала эти строчки Экзюпери вновь и вновь, пытаясь проникнуть в каждое слово. Казалось, в этих словах какой-то спасительный секрет, которого я не знала, а, может, забыла. От них веяло тишиной, счастьем, кроткой мудростью, а перед глазами стояла бабушка, вся в лучах золотого солнца, распахивающая огромные тяжелые ставни…»
Без ссылок и цитат?
«Возрождение практики библейских бесед или кружков на приходах происходит несколько хаотично, так что предлагаются порой совершенно разные формы, и относительно некоторых возникли смущения», — пишет иерей Георгий МАКСИМОВ. А также поясняет, по каким причинам для православных общин неприемлема и близка к протестантизму методика, «которая, помимо правила «не проповедовать», включает еще и такие: «Без ссылок и цитат… Говорить всё, что приходит на сердце… Все размышляющие равны вне зависимости от статуса, звания или образования размышляющего… Не критиковать высказывания других даже внутренне».
Протестантизм
В материале православной интернет-энциклопедии «АЗБУКА ВЕРЫ» кратко изложена история возникновения, вероучительные тезисы, направления, формы и течения религиозных общин, объединенных общим наименованием — протестантские.
Нетрадиционное в традиционном
Секты внутри Церкви? Как такое может быть? Если протестантов можно достаточно четко отличить от православных, то внутрицерковное сектантство — это особое явление, в котором разобраться крайне сложно. Особенности нездоровой, патологической религиозности людей, которые «искренне считают себя православными, регулярно участвуют в Таинствах Церкви, но, тем не менее, неправильно понимают учение Церкви», описывает в своей монографии «Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция» заведующий кафедрой апологетики МинДА Владимир МАРТИНОВИЧ.
Дары Святого Духа
Слово иерея Константина КАМЫШАНОВА о празднике Пятидесятницы, о его сути и содержании: «Сначала Сын Божий прошел стадии, демонстрирующие очищение человеческого естества и посвящение его Богу: Рождество, Обрезание, Сретение, Крещение. Затем последовали события, имеющие отношение к духовной составляющей человека: Преображение, Воскресение, Пасха и Вознесение.
Бог сотворил этот мир не ради нашей праздничной службы, тропарей, кондаков и икосов. Не ради канона на цветах. А для того, чтобы нас собрать всех вместе, разделить с нами агапу и соединиться нами с Собой в одно целое мистическое тело — Церковь».
«Правильно» или «целесообразно»?
Ответы на вопросы московской интеллигенции митрополита Сурожского Антония (БЛУМА): «Я помню, пришел ко мне молодой человек и спросил: «Кем мне быть — врачом или священником? Я сказал: «Важнее, каким ты будешь врачом и каким священником». Часто нам кажется, что у Бога есть только один возможный вариант выбора, и если мы выберем не то, что Он хочет, то сделаем что-то непоправимое и изуродуем Его план. Я думаю, что у Бога множество возможностей в каждом случае. Только вот с какой чистотой сердца, с какой внутренней правдой мы поступаем — это важнее».
Быть глубже
«Наверняка знал Творец, что человек и на Эверест заберется, и в Марианскую впадину нырнет, что будет любопытствовать, искать и исследовать. Что приспособится, выдумает всякие технические изыски для жизни в водной стихии, которая не для него, совсем не для него уготована.
И, Боже мой, какую же красоту сотворил Ты в безмерных, сокровенных глубинах океана!» — пишет о своих впечатлениях после погружения под воду с аквалангом Елена НАСЛЕДЫШЕВА. «Для кого этот роскошный карнавал? Неужто только для человека? Но кто из бессловесных тварей способен оценить и понять сие? Только человек!.. Он хочет ПОЗНАВАТЬ. Эта жажда, это искушение в нем неистребимо. И, судя по всему, Древо познания растет не только в Эдеме, но и под водой, в коралловом раю».
У моря
Кто из нас не любит отдыхать у моря! Но посещали ли нас когда-либо мысли о море, подобные тем, которые читаем у известного русского философа Ивана ИЛЬИНА?
«Мне было позволено взглянуть в эти тайные недра бытия, коснуться тех мест, где мы все обитали некогда в доверчивой невинности, где нас и доселе ждут Божие прощение и Божия любовь… И с тех пор я ношу в сердце непоколебимую уверенность, что все страдания человека осмысленны и необходимы; что он должен выстрадать себе свободный и целостный возврат к Богу; и что всех нас ожидает любовное прощение, благостный покров, исцеление к невинности и мудрость блаженного созерцания…»
Неправедный управитель
Притча о неправедном управителе (Лк. 16: 1–14) в ряду всех речей Господних занимает особенное положение. Составители не только сказаний о земной жизни Христа Спасителя, но даже специальных толкований Евангелия обычно стараются обойти ее молчанием как темную и исключительную по своему содержанию. Враги же Церкви Христовой, пытаясь унизить достоинство нашего Божественного Учителя, намеренно выдвигали эту притчу на вид как в высшей степени неудачную, ни с чем несообразную и даже нравственно несостоятельную. Толкование архиепископа Лоллия (ЮРЬЕВСКОГО) поможет увидеть эту странную притчу совсем в ином свете…
Первое белорусское сестричество
Долгие годы после событий 1917-го и беспощадного уничтожения всего, что напоминало новой атеистической стране о ее христианских корнях, люди не могли открыто исповедовать свою веру и, тем более, не могли свидетельствовать о ней, совершая дела милосердия. На обширной территории советского государства были ликвидированы все православные благотворительные организации.
Лишь в конце 1988 года, когда в атмосфере политической жизни Советского Союза наметились серьезные перемены и широкий резонанс приобрела знаковая дата 1000-летия Крещения Руси, в Беларуси появилось первое сестричество милосердия. В материале Елены БУКШИ рассказ о сестричестве в честь святой праведной Софии Слуцкой.
Только два слова: спаси, Господи!
В 1941 году оккупационные власти нацистской Германии на захваченной ими территории Беларуси позволили открывать храмы и возобновлять в них богослужения. В Полоцке первые службы прошли в Спасо-Преображенской церкви Евфросиниевского монастыря. Совершал их священник Иоанн Соколовский. Про удивительную судьбу многострадального, но бесконечно твердого в вере и любимого народом пастыря пишет в своей книге «Но печаль ваша в радость будет» протоиерей Феодор КРИВОНОС.
Величайший святой ХХ века
2 июля празднуется память святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, отошедшего ко Господу в 1966 году. О жизненном пути, случаях чудесной помощи и мощах владыки, хранящихся в православном кафедральном соборе города Сан-Франциско, в материале Евгения РОУЗА (позже иеромонаха Серафима) и протоиерея Петра ПЕРЕКРЁСТОВА.
Пред образом Святой Троицы
Профессор Борис РАУШЕНБАХ подробно и вдумчиво рассматривает вопрос полноты выражения Троичного догмата в православных иконах. Сначала автор обращается «к высочайшему достижению в деле такого выражения — иконе Троицы преподобного Андрея Рублёва» и переходит к анализу недостатков предшествовавших и последовавших за нею типов икон Новозаветной Троицы, которые известны под названием «Сопрестолие» и «Отечество».