Навигатор: Новости

Вышла биография искусствоведа, спасшего от уничтожения Киево-Печерскую лавру

12 июня 2012

Вышла в свет книга магистра церковной истории, доцента Минских духовных школ Г.Э. Щеглова «Хранитель. Жизненный путь Федора Михайловича Морозова».

Книга посвящена жизни Федора Михайловича Морозова (1883–1962) — искусствоведа, коллекционера, археолога, самоотверженно занимавшегося сбережением памятников искусства и старины. Человек необычной и непростой судьбы, Ф.М. Морозов оказался причастен ко многим ярким событиям своего времени. Поступив в 1904 году послушником в Александро-Невскую лавру, он через некоторое время стал инициатором организации в обители замечательного церковно-археологического музея, содействовал научной организации лаврского архива. В 1912 году окончил Археологический институт и в том же году поехал в Рим на III Международный конгресс классической археологии. Затем он посетил ряд городов Италии, Германии, Австрии. За границей Ф.М. Морозов изучал древние памятники и византийское искусство, а также постановку музейного и архивного дела в крупнейших галереях и музеях Европы.

Человек любознательный и общительный, он был лично знаком со многими видными деятелями науки и культуры, среди которых — А.Н. Бенуа, А.К. Фаберже и другие.

Когда началась Первая мировая война, Ф.М. Морозов отправился санитаром-добровольцем на фронт. Сначала работал в составе 1-го Серафимовского лазарета в Минске, затем в составе 2-го Серафимовского лазарета на Кавказском фронте. Оказавшись летом 1916 года с лазаретом в завоеванном русскими войсками древнем Трапезунде, Ф.М. Морозов принял участие в работе археологической экспедиции, возглавляемой академиком Ф.И. Успенским.

После Октябрьской революции и развала фронта Ф.М. Морозов вместе с лазаретом эвакуировался на территорию Грузии. К этому времени относится очень важный, в буквальном смысле героический эпизод его жизни, а именно — эвакуация им с территории, занятой турками, двух эшелонов русских раненых. Между тем в 1918 году Ф.М. Морозов сам едва не погиб. Арестованный в Тифлисе грузинскими меньшевиками и обвиненный как «большевистский агент», он был приговорен к смертной казни и заключен до времени в Метехский замок. Расправы удалось избежать лишь благодаря вмешательству Красного Креста.

После 1921 года Ф.М. Морозов остался в Киеве, став научным сотрудником Всеукраинской академии наук и Киевского губернского комитета охраны памятников искусства и старины. Главным его делом в Киеве стала организация на территории Киево-Печерской лавры музейного городка, благодаря чему удалось спасти от уничтожения не только ценнейшие памятники религиозного искусства, но и саму лавру.

С 1925 года Ф.М. Морозов работал научным сотрудником Музейного фонда, затем Русского музея и с 1933 года — Государственного Эрмитажа, которому отдал почти тридцать лет жизни. Благодаря его особой способности обнаруживать никем до него не замеченные памятники многие музеи Петербурга обогатились ценными экспонатами. Немало шедевров искусства Ф.М. Морозов спас от разграбления. Сегодня спасенные им вещи составляют целые фонды в таких хранилищах, как Эрмитаж и Русский музей.

«Спасал он не только памятники «чуждого» социалистическому обществу дворянского искусства, как говорили в советское время, но и памятники церковные, что могло навлечь политические обвинения. Однако, несмотря ни на что, Ф.М. Морозов старался сберечь церковную старину, которую любил. И именно это делание стало для него своеобразным служением Церкви — в годы религиозных преследований спасать гибнущее церковное историко-культурное наследие», — подчеркивает автор исследования Г.Э. Щеглов.

Монография написана на основе многочисленных архивных источников, снабжена богатым иллюстративным материалом (большинство фотографий публикуется впервые). Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей культуры, охраной памятников искусства и старины России, музейным делом, а также историей Русской Православной Церкви и Первой мировой войны.

Фрагменты книги можно скачать на личном сайте автора.

Church.by