Христианская биоэтика в Беларуси: состояние и перспективы

14 июня 2013

Church.by представляет читателю один из пленарных докладов международных Кирилло-Мефодиевских чтений 2013 года. Автор —  доцент Минской духовной академии, настоятель Свято-Борисо-Глебского (Коложского) храма г. Гродно протоиерей Георгий Рой.

Составляя эти строки, я мысленно представлял, что, возможно, спустя несколько десятилетий кто-то из студентов, изучающих богословие в университете или духовной академии, пожелает исследовать, какова была роль христианских Церквей Беларуси в решении вопросов биоэтики в начале XXI века. Надеюсь, мой доклад станет неким подспорьем этому пытливому студенту или студентке в его исследовании. Но главная цель всё же не в этом. Возможно, те оценки, которые мы сделаем во время работы конференции, те выводы, к которым мы придем в результате наших дискуссий, станут новым импульсом для развития христианской биоэтики в Беларуси. Возможно, именно это и станет тем, что будущий исследователь назовет «важным шагом» или неким «поворотным пунктом».   

Тема моего доклада устремлена в будущее, но всё же ни один прогноз не может считаться достоверным, если он не будет учитывать неких мировоззренческих первооснов, определяющих то или иное явление нашей жизни, а также опыта прошлого и актуального состояния дел.

Какова же ситуация с христианской биоэтикой в Беларуси? Ответ на этот вопрос предполагает несколько уровней рассмотрения.

Хотя во многих европейских странах христианская биоэтика имеет уже свою историю, свои устоявшиеся богословско-теоретические основания, в нашей стране это направление богословия, несомненно, новое.  Поэтому для начала важно определить понятия.  

Христианская биотэтика

В богословской литературе понятие христианской биоэтики достаточно четко обозначено. Так об этом говорит в статье «Биоэтика» в «Православной энциклопедии» Силуянова И.В., ведущий российский специалист в этой области: «Биоэтика рассматривается… как одна из форм защиты богоподобного достоинства и свободы личности… и ставит своей целью защиту общественной морали и Божия дара — жизни — от человеческого произвола и беззакония. Она определяет условия, необходимые для того, чтобы каждый верующий человек мог осуществить и завершить свою жизнь по-христиански, выявляет границы между медицинским вмешательством, вызванным лечебной необходимостью, и действиями людей, претендующих “поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение” (Основы социальной концепции РПЦ. XII 1)»[1] .

Таким образом,  своеобразие христианской биоэтики заключается в том, что в своих этических выводах и оценках мы исходим из нашей веры, а не из соображений интересов науки, общества, государства, некоей целесообразности или выгоды. По своей сути христианскую биоэтику вполне можно определить как христианскую биотеологию[2].

Но вполне очевидно, что острота вопроса выявляется не в теоретических определениях, а  в специфике приложения этих христианских принципов к ситуации с развитием биомедицины и биотехнологий в Беларуси, в готовности белорусских христиан отстаивать свои ценности, в перспективе общественного диалога.

Поскольку современная биомедицина есть новое явление в жизни нашей страны, то возникает серьезный вопрос: какие этические, моральные и идеологические основания могут быть фундаментом для разработки норм правового регулирования биомедицинских технологий? Очевидно, создание таких законодательных норм становится теперь областью своеобразной конкуренции различных экономических, идеологических, религиозных и этических концепций. Возникает ситуация, когда мы уже имеем дело с множеством различных биоэтик, основанных на разных подходах к реальности и отношению к критериям достоинства человеческой личности[3]. Эти различия влекут за собой широкий спектр практических разногласий в вопросах биоэтики.

Наибольший градус такого противостояния в Беларуси, как кажется, проявляется в столкновении традиционных христианских ценностей с соображениями экономической выгоды, которая, как правило, оправдывается некоей призрачной перспективой социальной пользы. Здесь в помощь нашим оппонентам приходит идеология современного западного секулярного либерализма. Либерально-секулярная идеология стремится упразднить моральные границы, обусловленные христианским взглядом на природу и жизнь человека, а также теорией естественного права[4]. Вместе с этими набирающими силу тенденциями возникает всё большая опасность утилитарного отношения к человеку и попрания его достоинства, как сотворенного по образу и подобию Творца. 

Необходимость защиты христианских ценностей и богоподобного достоинства человеческой личности вынуждает христианские Церкви Беларуси активно вступить в общественную дискуссию по вопросам применения биомедицинских технологий в целом и их юридического регулирования, в частности.

Развитие и современное состояние христианской биоэтики в Беларуси

Упомянем некоторые конкретные действия Церквей Беларуси в деле развития христианской биоэтики.

Активное осмысление темы взаимоотношения медицины и христианства начались еще в 90-х годах прошлого века. Но выступления церковных иерархов, священнослужителей и богословов на эту тему носили общий характер. Наиболее обсуждаемой биоэтической темой в этот период становится тема абортов. Все христианские Церкви Беларуси включаются в активную борьбу против убийства нерожденной жизни. Можно сказать, что именно эта проблема послужила своего рода катализатором для дальнейшего изучения проблем биоэтики. 

Пожалуй, первым опытом участия в общественно-политическом диалоге по проблемам биоэтики стала программа сотрудничества Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви, принятая в 2004 году. Пункт 10 соглашения, в частности, предусматривал: «Согласование позиций по вопросам нравственной и этической оценки применения новейших биомедицинских технологий, репродуктивных технологий, контрацепции, искусственного прерывания беременности, фетальной терапии, трансплантологии, эвтаназии и др»[5] .

Следующим шагом было участие представителей Белорусского Экзархата в обсуждении в Совете Республики проекта Закона по трансплантологии в 2006 году. Тогда белорусские законодатели ознакомились с позицией Православной Церкви по проблеме трансплантологии. 

2006 год был отмечен и тем, что в Республике был принят ряд документов, легализирующих суррогатное материнство. В кодекс о браке и семье РБ были внесены поправки, согласно которым «суррогатное материнство» было признано допустимым. А позже Совет Министров РБ издал  постановление «О существенных условиях договора суррогатного материнства». Христианские Церкви Беларуси на тот момент не отреагировали на эту ситуацию ни до принятия закона, ни после. 

Впервые более-менее уверено голос христианской биоэтики в Беларуси прозвучал в контексте принятия Закона Республики Беларусь «О репродуктивных технологиях» в 2011 году. Православная и Католическая Церкви Беларуси инициировали достаточно широкую общественную дискуссию. В СМИ появился целый ряд аналитических и полемических статей христианских богословов по данной проблематике. Прозвучали официальные заявления со стороны Православной и Католической Церквей Беларуси.   

В прошлом 2012 году впервые была выработана общая православно-католическая концепция поправок к Закону РБ «О здравоохранении». Эти предложения изложены в резолюции круглого стола «Новый закон “О здравоохранении”: возможные новации в интересах демографического развития Беларуси»[6].

Разумеется, официальным заявлениям предшествовала некоторая внутрицерковная работа. За последнее десятилетие и в Православной, и в Католической Церквях Беларуси стали уделять больше внимание вопросам биоэтики. В церковных и костельных СМИ регулярно появлялись и появляются публикации, посвященные рассмотрению тех или иных биоэтических проблем. Харктерным стало то, что авторы данных публикаций — белорусские иерархи, священники и богословы.

Еще одним показателем возросшего интереса христиан Беларуси к биоэтике  является то, что в духовных учебных заведениях стали преподаваться курсы биоэтики. К примеру, в Минских духовных академии и семинарии за последние годы был написан и защищен ряд работ, в которых рассматривались различные биоэтические проблемы[7].

Значительный вклад в развитие христианской биоэтики в Беларуси вносит Католическая Церковь, активно пользуясь в общественной дискуссии той аргументацией, которая была выработана в официальных документах Костела в контексте биоэтических дискуссий в странах Западной Европы и Америки. Через выступления белорусских католических иерархов, через публикации католических богословов и священников глубоко проработанная христианская аргументация стала частью общественного диалога в Беларуси. 

Подводя первый предварительный итог, мы можем сказать, что в общественной жизни Беларуси несомненно присутствует христианская реакция на те или иные вызовы развития и правового регулирования современных биотехнологий и биомедицинских методик. С возникновением каждой новой актуальной проблемы такая реакция становится всё более явной, а это в свою очередь значит, что имеются и обусловливающие ее предпосылки, мировоззренческие основания, готовность к некоему действию. В Беларуси имеется также немалый социальный запрос на христианскую биоэтику, как со стороны светского общества, так и внутри самого христианского сообщества. Биоэтическая тематика — одна из горячих тем в современных СМИ. Характерно, что журналисты практически всегда при рассмотрении этой проблематики пытаются выяснить позиции христианских Церквей по тому или иному вопросу развития биомедицины и биотехнологий. С другой стороны, и сами христиане все больше и больше интересуются теми вопросами, которые возникают в контексте вхождения биотехнологических и биомедицинских методик в нашу жизнь. Люди пытаются понять, как то или иное явление современности соотносится с их верой. И, увы, на данном этапе как в одном, так и в другом случае мы можем констатировать некий дефицит квалифицированных ответов. Христианская биоэтика в Беларуси хотя и имеет уже некоторую предысторию, но всё же находится еще в стадии своего формирования.   

Христианская биоэтика в Беларуси как сфера экуменического взаимодействия

Специфика белоруской ситуации в том, что христианская биоэтика в нашей стране становится плодотворной и реальной почвой для экуменического взаимодействия всех традиционно представленных в нашей стране христианских конфессий. Перед лицом внешних угроз и вызовов современности, затрагивающих первоосновы христианской апостольской традиции, несмотря на вероучительные и исторические разногласия, всем нам необходимо думать о защите христианского видения человека. По-настоящему эффективной такая защита может быть только тогда, когда светское общество услышит единый христианский голос, репрезентирующий мнение миллионов наших сограждан.  Думается, что наше христианское правоверие проверятся в современном мире не богословскими диспутами, а самой жизнью Церкви в постхристианском обществе. В истинном и принципиальном христианском ответе на острые и неоднозначные вызовы современности мы, верующие разных Церквей, должны будем доказать свою верность апостольской традиции и самому Евангелию.

Первый официальный опыт такого взаимодействия уже состоялся. Мы упоминали о совместном православно-католическом предложении поправок в закон «О здравоохранении». Процитирую соответствующее итоговое постановление Синода Белоруской Православной Церкви: «Считать важными соработничество Белорусской Православной Церкви и Минско-Могилевской римско-католической архиепархии по внесению дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» относительно запрета абортов и суррогатного материнства и принятие соответствующей резолюции»[8]

Считать важным, я думаю, мы можем не только этот единичный пример соработничества, но и саму его перспективу. Будущее христианской биоэтики в нашей стране во многом зависит от консолидации христианских сил. Для этого необходимо создать некую площадку, где и осуществлялось бы практически такое сотрудничество. Мы можем, например, говорить о целесообразности учреждения христианского межконфессионального биоэтического совета, который бы и занимался аналитикой, выработкой совместной стратегии действий и представлял бы официальную позицию наших Церквей.     

И здесь мы переходим уже к рассмотрению перспектив христианской биоэтики в Беларуси. 

Итак, главная задача на перспективу развития — это консолидация сил. Специфика христианской биоэтики в том, что она, хотя и является наукой богословской, не может развиваться только лишь богословами. Для ее развития необходимо участие специалистов различных направлений человеческого знания и опыта: биологов, медиков, химиков, юристов, философов, журналистов, политиков. Несомненно, во всех этих сферах есть немало тех христиан, которые могли бы внести существенный вклад как в развитие христианской биоэтики в нашей стране, так и в защите христианских ценностей. Теперь же наша ситуация скорее характеризуется разрозненностью усилий.

Принципиально важно для развития христианской биоэтики в Беларуси углубленное изучение опыта христианской биоэтики западноевропейских стран и Америки. Те этические проблемы, которые активно обсуждались или обсуждаются на Западе, неизбежно рано или поздно возникнут или уже возникли и в нашей стране. По этой причине нам необходимо международное соработничество в области христианской биоэтики. Было бы замечательно, если бы наши Церкви нашли возможность выделить стипендии студентам для изучения биоэтики на богословских факультетах западных стран. Необходимо также и регулярное проведение международных биоэтических конференций.   

Как некую перспективу мы можем рассматривать и развитие христианского биоэтического образования как в сфере богословского образования, так и в системе светских учебных заведений. По крайней мере, мы могли бы предложить христианский взгляд на развитие биотехнологий как некую альтернативу той биоэтике, которая представляет интересы секулярно-либеральной идеологии.

Еще одна важная задача, стоящая перед христианской биоэтикой в Беларуси, состоит в том, чтобы научиться эффективно представлять свою позицию перед светским обществом и в информационном пространстве. 

Если говорить о перспективах христианской биоэтики в Беларуси в более широком контексте, то необходимо дать и некий прогноз относительно того, какие темы могут в ближайшие годы стать наиболее актуальными.

Думается, что в ближайшие годы будут сохранять свою остроту те темы, которые активно обсуждаются и теперь. И в первую очередь это проблемы, связанные с репродуктивной тематикой: аборт, донорство половых клеток, различные аспекты практики ЭКО, эксперименты над эмбрионами, вопрос о статусе человеческого эмбриона. Отдельно хотелось бы выделить проблему суррогатного материнства. Это явление становится всё более и более распространенным.

Возможно, большую актуальность приобретет тема эвтаназии. Запрет на эвтаназию базируется главным образом на христианском видении смерти и умирания человека. Вне этого контекста обосновать запрет на эвтаназию достаточно сложно. По мере отказа общества от христианских ценностей эта тема может приобретать все большую актуальность.

Мы, думается, не останемся в стороне и от обсуждения вопросов, связанных с генной инженерией и стволовыми клетками. Но возможности нашей науки еще не таковы, чтобы быть главными ньюсмейкерами в этой области.

Заключение  

Конкретная практическая задача, стоящая перед христианской биоэтикой в Беларуси на перспективу, — это защита христианского видения человека, его богоподобной и богообразной сущности, достоинства его личности. Защита предполагает активный диалог Церкви и общества. Мы не стремимся навязывать свое видение. Но рассчитываем на то, что позиция христиан, которых в нашем обществе большинство, также будет учитываться при выработке тех или иных законодательных положений, регулирующих применение биомедицинских технологий.

[1] Силуянова И.В. Биоэтика // Православная энциклопедия. Т. 5, С. 218.

[2] Шапошников Д.А. Биоэтика или биотеология //Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.missiaspb.ru/page_180.html Дата доступа: 20.05.2013

[3] Шапошников Д. А. Биоэтика или биотеология //Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.missiaspb.ru/page_180.html Дата доступа: 20.05.2013

[4] Ю.В. Хен в своей книге «Евгенический проект: pro и contra» приводит характерное мнение современного американского философа Дж. М. Бьюкенена: «Тщетность просветительской надежды на “естественное” обоснование системы морали заключается в том, что никакого “естественного” порядка не существует. Это человек создает порядок из хаоса, ему присуща разумная способность вырабатывать правила, а затем придерживаться их или изменять».

Хен Ю.В. Евгенический проект: pro и contra. М., ИФ РАН, 2003. С. 114-115.

[5] ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви // Электронный ресурс. Режим доступа: http://dossier.bymedia.net/index.php?option=com_apressdb&view=publications&layout=entry&id=29339 Дата доступа: 6.05.2013

[6] Журнал № 173 заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 декабря 2012 года // Электронный ресурс. Официальный сайт Белорусского Экзархата. Режим доступа: http://church.by/ru/node/275

[7] Кононович Иван Николаевич. Нравственно-этические аспекты исследования стволовых клеток человека. Дипломная работа. Жировичи, 2008.

Сачковский Виктор, иерей. Христианско-этическая оценка трансплантации органов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Жировичи, 2011.

Коровинский Сергий, иерей. Христианское понимание смерти и проблема эвтаназии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Жировичи, 2008.  

Волощук Валерий, протоиерей. Богословско-этическая оценка нормативно-правовых актов Российской Федерации в области применения био-медицинских технологий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Жировичи, 2012.  

[8] Журнал № 173 заседания Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 21 декабря 2012 года. // Электронный ресурс. Официальный сайт Белоруской Православной Церкви. Режим доступа: http://church.by/ru/node/275 Дата доступа: 16.05. 2013

Church.by