Мадонны художника Алексея Кузьмича представлены в минском приходе «Всех скорбящих Радость»
28 апреля 2014Выставка известного белорусского художника Кузьмича Алексея открылась в конференц-зале столичного прихода иконы Божией матери «Вех скорбящих Радость» 27 апреля 2014 года. «Его с нами не было на открытии, но его присутствие мы ощущали, он с нами радовался, что может снова показать зрителям свои уникальные полотна как по содержанию, так и по исполнению», – сказала на открытии выставки искусствовед Галина Фатыхова-Шувалова. Открыл вернисаж протоиерей Олег Шульгин, руководитель социального отдела Минской епархии.
«В мировой истории искусства не встречались плачущие мадонны. Впервые они появились на полотнах Алексея Кузьмича, выражая сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека», – отмечает искусствовед в своем ессе о художнике.
Дали писал Галу, Рубенс Алену Фурман, Кузьмич пишет свою Инессу – мать его детей Инессы и Алексея. Она его вдохновляет, ангел-хранитель и поэтому он ей признателен, тема для него стала целью его жизни…
В творчестве художника преобладает образ Мадонны – около 1000 работ. Его Мадонны «говорят Божьим словом, Божьим светом. Они говорят на языке света, Божьей высоты и любовью, которая обнимает каждого, кто приходит посмотреть на них», – говорилось на вернисаже. В Италии на выставке работа художника Алексея Кузьмича стояли на коленях перед картинами и молились. Женщинам Беларуси и всего мира посвящает он свои полотна, они больших размеров. Это не просто портреты, а обязательно с атрибутами.
Алексей Кузьмич занял свое место в Белорусской культуре и искусстве всего мира. Его произведения отличительны, узнаваемые по манере письма, они имеют свой стиль, свое философское звучание, определяют высокое предназначение женщины-матери. Не смотря на сложности времени он состоялся как художник и устоял перед натиском всевозможных авангардных течений -измов, андеграундов, сохранив в своем изобразительном языке чистоту и поэзию. На протяжении 40 лет творческой жизни Алексей Кузьмич оставался верен вечным ценностям: материнству, красоте, доброты, гуманизму в своих картинах-образах женщины-матери. Названия для них художник придумывал сам. Временами это серии – «Золотые Мадонны», «Серебрянные Мадонны», »В раю», «Жертвенность Славянских Мадонн», «Полесские Мадонны», «Государственные Мадонны», «Мадонна и Ангелы», а также просто написанные на одном дыхании с настроением и любовью – «Нежность», «Мадонна над Минском», «Вдохновение», «Чистота», «Мадонна Белой Руси», «Сошедшая с небес» и другие. Его картина «Рождение Мадонны из божьей слезы» – возможно, одна из самых мистических. В этой картине художник попытался отразить взаимосвязь Земли и Вселенной, борьбу света и тьмы.
Произведения художника соединяют в себе сакральное и светское, чувственную «святоносность», чистоту, от них идет свет, они имеют философское звучание, определяют духовное совершенствование каждого портретируемого. Черного цвета на его полотнах почти что нет, он как импрессионисты не использовал темные краски. Картины своеобразны не только по тематике, но и по цвету. Их цветовая гамма создает единый тепло-золотистый тон, от которого исходит какой-то особенный, солнечно- космический свет, от чего так светятся лики его Мадонн и так видно воздушное пространство вокруг их.
После Леоанардо да Винчи и Рафаэля Санти эту тему никто, по существу не продолжил, тем более в славянском мире, говорит Кузьмич – «Нашему обществу сегодня, как никогда, нужна духовность и свое творческое предназначение я вижу в продолжении традиций Ренессанса». И правда, какой бы сюжет не брал художник, он затрагивает ту или иную историческую дату или сегодняшний день. Пафос его картин определяет триумф духа, идеи жертвенности во имя славянского единства. Этой теме художник посвятил картины «Русь святая», «Пылающая Русь», «Небесная Россия», «Д’яблы над Руссю» (1995), «Мадонна Киевской Руси»(1996) и другие. «Я не разделяю наши народы на белорусов, украинцев, русских. Для меня существует понятие – славяне, а потому «Пылающая Русь»— это и Белая Русь», – говорил художник.
Художника не стало в октябре 2013 года. Работы своего отца представлял его сын Алексей, тоже художник. О творчестве художника Алексея Кузьмича сняты и показаны по телевидению фильмы, его произведения находятся во многих музеях мира, в его мастерской частые гости с разных стран мира. Художнику Кузьмичу посвящено много стихов белорусских поэтов Андрея Скаринкина, Леонид Екеля.
Многие писатели свои книги иллюстрировали «Мадоннами» Алексея Кузьмича. Владимир Липский на обложке своей книги «Мама. Малітва сына» поместил «Мадонну» и др.
Выставка в приходе «Всех скорбящих Радость» в Минске (ул. Притыцкого 65) продолжит свою работу до конца мая.
Sobor.by / Сhurch.by