В праздник Входа Господня в Иерусалим Митрополит Филарет совершил Литургию в Свято-Духовом соборе столицы
28 апреля 201328 апреля 2013 года, в неделю 6-ю Великого поста (ваий), празднование Входа Господня в Иерусалим, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет совершил Божественную литургию в кафедральном Свято-Духовом соборе г. Минска. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Геннадий Дзичковский, Секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Николай Коржич и духовенство собора.
Перед Причастием проповедь на тему праздичного Евангелия произнес клирик Свято-Духова собора протоиерей Сергий Гордун.
По окончании богослужения Владыка Митрополит обратился к молящимся с Архипастырским словом:
"Досточтимые отцы! Братья и сестры!
Сегодня с великой радостью и благоговением мы молились за последним воскресным богослужением перед Пасхой, которое посвящено великому событию Евангельской истории — Входу Господнему в Иерусалим.
Это удивительный праздник, когда в наших сердцах сочетаются абсолютно противоположные чувства — и радость, и скорбь. Мы скорбим, ибо знаем, что Христос входит в город Давидов, дабы невинно пострадать. Скорбит и Сам Спаситель, кротко шествующий верхом на осленке к вратам города: Он знает, что эти же люди, которые ныне приветствуют Его с ликованием, через несколько дней будут требовать от Пилата: Распни, распни Его! (Лк. 23: 21). Радостью же исполняемся мы оттого, что Грядущий во имя Господне (Ин. 12: 13) Богочеловек добровольно идет на страдания и смерть, дабы победить ад и Своим Воскресением даровать нам жизнь вечную.
Сейчас в наших руках зеленые ветви. Мы прославляем Господа, пришедшего во плоти нашего ради спасения, и просим Его прийти в наши сердца, в нашу жизнь. А вместе с этим мы просим у Господа верности и мужества следовать за Ним.
Господь говорит: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15: 8). Если мы только языком своим прославляем Бога, а дела наши расходятся с провозглашаемым, то уподобляемся и тем лицемерам, которых обличал Христос, и тем, кто услужливо постилал свои одежды на пути Господа в Иерусалим, а потом всеми силами требовал Его казни. О нашей вере свидетельствуют наши дела, ибо, по слову апостола, вера без дел мертва (Иак. 2: 20). Своими грехами мы распинаем Христа, своей нераскаянностью осуждаем Его на смерть, своими заблуждениями клевещем на Него.
Дорогие отцы, братья и сестры, мы с Вами, по Божией милости, достигли последних дней Великого поста, на протяжении которого старались очистить свое сердце покаянием, молитвой, чтением Писания и участием в Таинствах. Осталась всего неделя! Исполняя наши сердца торжеством, Сам Бог таинственно призывает всякого верующего в Него: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5: 14). Пробудимся же в эти святые дни от духовного сна! Пробудимся, дабы, пройдя со Христом стезею Его страданий в дни Страстной седмицы, достойно встретить праздников праздник и торжество из торжеств — Пасху Христову, взойдя духом со Спасителем в Царствие Божие, в чем да укрепит нас всех Господь! Аминь!
С праздником! Са святам!"
Затем Патриарший Экзарх освятил принесенные верующими ветви вербы.
***
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9).
Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.
Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви –вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.