Навигатор: Новости

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008): «Сложный, нелёгкий путь служения ожидал Его Высокопреосвященство, когда он начал исполнять своё церковное послушание на Белорусской кафедре»

08 декабря 2021

top.jpgВсе мы, члены Святой Церкви, должны свидетельствовать о Христе примером своей жизни. И действительно, всеми своими трудами: и церковными, и жизненными, и словесными – владыка Филарет свидетельствует о непреходящих ценностях христианства во всём строе жизни человека, свидетельствует о Христе, Спасителе нашем, сказавшем: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 4:6). 

Сложный, нелёгкий путь служения ожидал Его Высокопреосвященство, когда он начал исполнять своё церковное послушание на Белорусской кафедре. В исторической ретроспективе мы видим, сколько бед претерпела земля Белой Руси. Экспансия инославия и отстаивание перед ним православной веры, время богоборчества — вплоть до мученической гибели служителей Церкви и простых верующих людей, Великая Отечественная война, унесшая жизни каждого четвёртого жителя Беларуси...

И снова — десятилетия «плена вавилонского», в угаре которого власть предержащими было обещано сделать Белоруссию первой атеистической республикой в СССР, «свободной» от храмов Божиих, от священнослужителей, наконец — от самоё Веры.

Весь этот драматический путь искони православного народа — от дней святого Великого князя Владимира и его сродницы по плоти княжны Предславы — святой преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, — народа земли, на коей ныне простирается государство Беларусь, повторюсь, весь этот драматический путь наложил особый отпечаток, неизгладимый след на весь строй, на уклад жизни населения Белорусской республики, определил особую ментальность людей к концу 70-х годов XX столетия, когда владыка Экзарх начал здесь своё служение.

И, уверен, именно особая сложность, специфика судеб Православия в пределах этого края предопределила решение Священноначалия направить на Белорусскую кафедру митрополита Филарета — опытного, несмотря на свою молодость, иерарха, известного деятеля миротворческого движения, имевшего уже к тому времени международный авторитет. Хочу особо отметить, что к моменту назначения Владыки на служение в Беларусь он снискал безусловное уважение и у гражданских властей, тем самым подтверждая требование апостола Павла к кандидатам на епископское служение — «иметь доброе свидетельство от внешних» (Тим. 3:7). Это обстоятельство, несомненно, тоже сыграло свою роль при направлении Владыки в Белорусскую митрополию.

Епископы одной генерации, одного исторического этапа в судьбах Отечества нашего, мы с владыкой Экзархом всея Беларуси начинали своё архиерейское служение в годы, когда за веру уже не расстреливали, но сколько нам пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история. Это был период, когда владыка исполнял ряд ответственных церковных послушаний: ректора Московской Духовной академии, заместителя Председателя, позже — Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, Патриаршего Экзарха Средней Европы, Патриаршего Экзарха Западной Европы, а я, наряду со служением епархиальным архиереем в Эстонии, 22 года состоял в должности Управляющего делами Московской Патриархии.

Характеризуя те времена, я, помнится, писал: «Епархиальные архиереи часто приезжали к нам, но я не помню, чтобы кто-то, приехав, сказал: «Владыко, порадуйтесь, у меня в епархии все хорошо». Все привозили свои проблемы, свои беды, свою боль. А многим ли мы могли помочь?..»

...Избранный в 1990 году Патриархом, я уже год спустя совершил поездку в пределы Белорусского Экзархата. И с той поры Божией милостию шесть раз посетил земли белорусские, которые дотоле Московские Патриархи никогда не посещали. Мне удалось во время этих визитов, которые я бы назвал паломническими, ознакомиться с жизнью всех десяти епархий Белорусской Православной Церкви.

Смысл встреч с белорусской паствой, как и всех моих поездок по другим епархиям, восходит к традиции, заложенной святыми апостолами: «Пойдём опять, посетим братиев наших по всем городам, ...как они живут» (Деян. 15:36), — говорил апостол Павел.

Постепенно, от визита к визиту в белорусские края передо мною развернулась глубоко впечатлившая меня картина воскрешения духовной жизни православной Беларуси.

Так, тщанием Владыки только за последние 25 лет число православных приходов возросло почти в четыре раза. Единственный монастырь на всю Белую Русь — в Жировичах — к началу служения митрополита Филарета на Белорусской кафедре давал приют считанным монахам и монахиням. Ныне же — более двадцати обителей открыли двери для иночествующих.

Вплоть до начала последнего десятилетия XX века на всей территории республики была единственная Минско-Белорусская епархия. И вот в её лоне нелёгкими трудами Митрополита и его сподвижников были воссозданы исторические, древние архиерейские кафедры, епархии, число коих достигло одиннадцати. Это деяние Владыки прежде всего принесло огромную пользу численно возрастающей белорусской пастве,

— ведь теперь в каждой епархии появился свой епископ. И, конечно, стали достойно управляемыми многие процессы внутрицерковной жизни. Всё это и создало предпосылки для образования на территории тогда ещё Белорусской ССР Экзархата, получившего право именоваться Белорусской Православной Церковью.

Это было предложение владыки Митрополита, который глубоко вник в обстановку и исторические реалии белорусского народа и пришёл к заключению о необходимости создания здесь Экзархата.

И, заметим, это было осуществлено ещё до Вискулей, до того, как Беларусь стала самостоятельным государством.

Исторические заслуги Патриаршего Экзарха всея Беларуси — как плод напряжённого труда, преданности долгу своего церковного послушания, подвига веры — это не только восстановление разрушенных, поруганных, закрытых и строительство новых храмов и монастырей; это — воссоздание Минской Духовной семинарии и придание ей статуса высшего учебного заведения; это — впервые в пределах Белорусской земли — создание Духовной академии и принципиально новой для Церкви формы образования — Института теологии в Белорусском государственном университете; по существу, впервые в истории Белой Руси построение завершённой системы подготовки кадров Церкви; это — воссоздание общеправославной святыни —

Креста преподобной Евфросинии Полоцкой; это — возрождение из небытия ранее традиционной миссионерской и диаконической деятельности Православной Церкви в Беларуси.

Особо же подчеркну роль митрополита Минского и Слуцкого Филарета в том, что на благословенной Белорусской земле между Церковью и государством стало возможным и во многом сложилось плодотворное сотрудничество, знаменуя собой принципиально новые в истории взаимоотношения государства и Церкви.

...Но мне хорошо известен строй души моего собрата владыки Филарета: ему тягостны комплиментарные оценки его трудов и похвалы.

Помнится, в марте 1985 года мне, тогда митрополиту Таллиннскому и Эстонскому, Святейшим Патриархом Пименом было поручено поехать в Минск и от имени Святейшего Синода перед лицом белорусской паствы поздравить митрополита Филарета с его пятидесятилетием. И то, что я сейчас расскажу о реакции юбиляра на славословия в его адрес, не только моё впечатление, а наблюдения многих присутствовавших тогда в Соборе. Закончилась Божественная Литургия, на солею перед иконостасом вышли архиереи, приехавшие поздравить собрата, и я начал приветственную речь.

По мере того как я перечислял труды и заслуги юбиляра, Владыка как-то мрачнел, всё ниже опускал голову и, наконец, потупившись, совсем сник и, казалось, даже как-то съёжился. Когда же я завершил приветственное слово, Митрополит мгновенно выпрямился (может, даже сдержал вздох облегчения) и произнёс великие слова псалмопевца: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9). II добавил: «Я — сын Церкви, и делал только то, чему Она меня научила»...

Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси в трагические 1917-1925 годы сказал: «Пусть погибнет имя моё в истории, лишь бы Церкви была польза». И эти простые и искренние слова святителя — урок всем нам, архипастырям...

Могу ли я забыть, что при торжественном акте интронизации Патриарха, коим я был избран в 1990 году, именно митрополит Минский Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, стоя рядом со мною за престолом в алтаре Московского Богоявленского Кафедрального собора, возводил меня на горнее место, посаждал на патриарший трон — в соответствии с чином интронизации! Могу ли я забыть, что в тот день именно владыка Экзарх вручил мне патриарший священный куколь как духовный шлем спасения! Могу ли я забыть сказанные мне тогда им, ангелом Белорусской Православной Церкви, напутственные слона: «... Отныне ты — ангел всероссийской Церкви, отныне забота о чистоте веры православной, о чистоте жизни всероссийской паствы становится смыслом твоего служения». 

«Информационный бюллетень Белорусской Православной Церкви» №4, 2013 год