Навигатор: /

В Могилеве 6 августа состоится торжественная церемония закладки памятника святителю Георгию Конисскому

05 августа 2021
6 августа 2021 года в городе Могилеве состоится торжественная церемония закладки памятника молитвеннику и покровителю земли Могилевской и Белорусской святителю Георгию Конисскому, участие в которой примет митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

top.jpg6 августа 2021 года в городе Могилеве состоится торжественная церемония закладки памятника молитвеннику и покровителю земли Могилевской и Белорусской святителю Георгию Конисскому, участие в которой примет митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Памятник появится возле верхней площадки новой лестницы, ведущей в парк Подниколья.

Белорусская Православная Церковь чтит память святителя Георгия Конисского 26 февраля, в день его праведной кончины и 6 августа – в день его прославления.

В нынешнем году торжества в честь святителя начнутся в Могилеве вечером 5 августа с торжественного богослужения архиерейским чином с чтением акафиста святителю Георгию Могилевскому в Свято-Никольском монастыре.

Утром 6 августа митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении архиереев Белорусской Православной Церкви совершит Божественную Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Могилева.

Затем состоится торжественная церемония закладки памятника святителю Георгию Могилевскому, после которой возле Дворца Конисского будет совершен соборный молебен святителю. К молебну присоединятся участники крестного хода от Свято-Никольского монастыря, который по традиции совершается в день памяти святителя начиная с 1993 года.

С подробной программой торжеств можно ознакомиться на сайте Могилевской епархии.

 ***

Родился святитель Георгий (в миру Григорий Осипович Конисский) в украинской дворянской семье. В 1744 году он блестяще завершил обучение в Киевской духовной академии, где остался в качестве преподавателя поэзии, философии и богословия. В Киево-Печерской Лавре будущий святитель принял монашеский постриг. В духовной иерархии он прошел ступени от иеродиакона до архимандрита, а в научной деятельности в силу своих больших дарований продвинулся от рядового лектора до ректора Киевской духовной академии.

Наиболее значительный след в истории Церкви оставило служение Георгия (Конисского) в сане архипастыря в самое трудное для православных Белой Руси время — время, когда католические власти Речи Посполитой вели дело к окончательному уничтожению Православия. 

К середине XVIII века в Речи Посполитой, границы которой охватывали и территории современной Беларуси, оставалась лишь одна православная епархия с центром в городе Могилеве. В официальных кругах Польско-Литовского государства в эти годы усиленно обсуждался вопрос об упразднении Могилевской епархии, а папа Римский прямо требовал изгнания православного епископа.

Промыслом Божиим на Могилевскую кафедру в 1755 году был избран архимандрит Георгий (Конисский). Он дал добровольное согласие стать епископом в Польше, понимая, что его ожидают не слава и почет, что ему придется «вдатися на мечи и на колья, на челюсти зверей и змиев».

Когда святитель Георгий вступил на кафедру, храмов у православных на белорусских землях оставалось всего около 150, и их число постоянно уменьшалось. Обычными средствами распространения унии были разъезды латинских и униатских миссионеров, принуждения крепостных крестьян («хлопов» по терминологии того времени) со стороны панов католического исповедания, препятствия строительству и ремонту православных храмов, католическое крещение и воспитание детей в смешанных браках, наконец, открытые нападки и захват храмов вооруженной рукой.

Эти обстоятельства не испугали епископа Георгия. Человек сильной воли и неукротимой энергии, прекрасно знающий польскую и белорусско-литовскую историю, гражданское право и судопроизводство, свободно владеющий польским языком, святитель разумно принял жестокую действительность, смело и мужественно вступил на великий подвиг защиты Православия.

Как и некоторые его предшественники, сначала он рассчитывал на поддержку русских посланников при польском дворе. Однако скоро ему пришлось убедиться в их равнодушии к притеснениям православных. Не мог напрямую оказывать свою поддержку и Святейший Синод Русской Церкви. На начальном этапе своего служения святитель вынужден был действовать, полагаясь только на небольшое число своих самых ближайших сотрудников.

Невзирая на трудности, при Могилевской кафедре святителем Георгием была открыта духовная семинария, учреждены несколько всесословных школ для мирян. В основанной им в Могилеве типографии стали выходить церковные книги, первой из которых стал «Краткий Катехизис». Особое внимание святитель уделил созданию архива Могилевской епархии, где собирались документы, свидетельствовавшие о правах и привилегиях Православной Церкви в Польско-Литовском государстве. 

В течение нескольких лет святитель Георгий готовил правовую аргументацию для защиты Православия в Речи Посполитой. В 1765 году перед королем Станиславом Понятовским он произнес блестящую речь, которая была переведена на другие языки и стала известна в Европе: «Вера наша — вот единственное преступление, в котором нас обвиняют... Мы христиане, но христианами же утесняемся... за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божии законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землею, — за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!» Вместе с речью Конисский представил королю и перечень обид православным с перечислением 200 храмов, отнятых униатским духовенством.

В течение трех лет святитель Георгий пребывал в Варшаве, где подготовил и издал собрание законов Речи Посполитой, гарантирующих права Православной веры («Права и вольности жителей греческого исповедания в Польше и Литве»), подавал на сеймы через русского посланника требования о возвращении отнятых церквей, добивался издания законов, гарантирующих свободу православного исповедания (права некатоликам занимать государственные должности, восстановить православные кафедры, не препятствовать открытию духовных семинарий, починке старых и строительству новых храмов и т.д.). Когда под давлением русского посланника, дипломатических приемов и демонстрации военной силы эти требования были на бумаге удовлетворены, в Речи Посполитой началась католическая реакция. В это время преследования Православной Церкви достигли такой степени жестокости, что православные люди бежали с воплями и рыданиями на кладбище, и, обнимая холодные могилы сродников своих, с жалостью вопили: «Блаженны вы, умерши в благочестии».

Жизнь святителя Георгия тоже оказалась в опасности. После ряда посягательств на его жизнь он был вынужден покинуть страну, и находился до Первого раздела Польши, произошедшего в 1772 году, в Смоленске. Впоследствии все пережитые трудности в Польско-Литовском государстве святитель Георгий выразил такой фразой: «Семнадцать лет боролся я с волками...».

Оказавшись после 1772 года под властью православной Российской империи, святитель Георгий постарался исполнить свою заветную мечту — возвратить к Православию униатов. С этой целью он на основе трактата от 18 сентября 1773 года, в котором содержались положения Первого раздела Речи Посполитой, разослал по всей Беларуси послание к желающим воссоединиться с Православием униатам, чтобы до утверждения трактата они заявили о своем переходе в Православную Церковь лично ему или в городские суды.

Оказалось, что огромное число силой обращенных в унию желало вернуться в Православие целыми приходами, о чем подавались соответствующие прошения. В 1780 году такое разрешение было дано, и к вероисповеданию предков вернулось 112 тысяч белорусов. А в 1795 году, сразу после Третьего раздела Польско-Литовского государств, императрица Екатерина II окончательно сняла все ограничения к возвращению униатов в Православие. За короткий период с Православной Церковью воссоединилось около 1,5 миллиона униатов. Из них более 200 тысяч были белорусами, остальные — украинцы.

Помимо этого, в 1785 году стараниями святителя Георгия в Слуцке была учреждена православная кафедра, на которую был поставлен в 1785 году его близкий помощник и ученик архимандрит Виктор (Садковский). В 1793 году архиерейская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск, что послужило началом Минской епархии.

Можно сказать, что святитель Георгий по широте своей деятельности восстанавливал Православие не в одной своей Могилевской епархии, а по всей Беларуси. Он известен и богословскими трудами, и историческими сочинениями, и проповедями, и даже разными полемическими трактатами, например, против писем Вольтера, распространявших неверие и циркулировавших в светском обществе. Господь сподобил его увидеть многие плоды неутомимых трудов накануне мирной кончины, последовавшей в 1795 году.

Господь сохранил в гробу тело святителя нетленным. Это было обнаружено во время Отечественной войны 1812 года французами, искавшими в склепе Спасского храма, в котором находилась его могила, ценности, а также в 1875 году при ремонте Спасского храма. В настоящий момент место нахождения мощей святителя Георгия не известно. Они были утрачены в советское время.

Канонизация архиепископа Георгия (Конисского) была совершена в 1993 году.

 Могилевская епархия/Church.by