Приветственное слово митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси к участникам XXIII Международной конференции «Милосердие и прощение»

12 сентября 2015

top.jpgВаше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки!

Преосвященные владыки!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на XXIII Международной конференции «Милосердие и прощение», посвященной православной духовности!

Тема нынешней конференции представляется весьма актуальной. Сегодня в мировом сообществе мы наблюдаем весьма противоречивые процессы: с одной стороны — стремление к глобальному объединению, обусловленное достижениями современных информационных технологий, а с другой — невероятно нарастающая духовная разобщенность людей, которая приводит к затяжным международным и гражданским конфликтам, свидетелями которых мы являемся.

Несложно догадаться, что подобное противоречие возникает именно из-за недостатка милосердного и сострадательного отношения к ближним, эгоистичного восприятия окружающей действительности. «Равнодушные и немилосердные люди, — пишет старец Паисий Святогорец, — которые заботятся только о себе, бездумно удовлетворяя свои материальные потребности, наполняют свои души тревогой, страдают от угрызений совести и испытывают мучения уже в этой жизни. А человек милосердный, в первую очередь насыщающий своей любовью ближних, сам всегда бывает насыщен Божественной любовью и Его щедрыми благословениями».

Православное богословие на основании Священного Писания утверждает, что в нашем отношении к ближнему проявляется наша любовь к Богу. Мы приближаемся к Создателю, если любим ближних, и бесконечно удаляемся от Него, если ненавидим их. Господь призывает каждого христианина к Божественному совершенству и поэтому заповедует людям не только прощать своих врагов, но и любить их: Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 35-36).

Таким образом, христианину заповедуется быть милосердным, прощать и даже любить своих врагов. Эта заповедь, внешне кажущаяся почти невыполнимой, по сути своей вполне естественна. «Люби грешника и ненавидь грех», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Мы не можем ненавидеть человека из-за его подверженности греху, ибо все мы грешны. Все мы оскорбляем Бога, когда совершаем какой-либо грех, а мы совершаем их множество, — и Господь терпит, милует нас и благодетельствует нам.

Невозможно сравнить оскорбление, нанесенное человеком человеку, с оскорблением, нанесенным человеком Богу. Нас оскорбляет нам равный, и чаще всего заслуженно, а Бога — Его творение, жизнь которого всецело зависит от Него. Поэтому Спаситель призывает нас подражать Ему в любви и милости, проявлять снисхождение к ненавидящим и обидящим нас. Господь подтвердил эту заповедь Своим Крестным подвигом, когда, страдая, молился за распинающих Его: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23: 34).

В свете этих спасительных страданий меркнет всякая обида, нанесенная человеком человеку, и поэтому каждый христианин призывается к милосердию и прощению. Любовь же к врагам — это именно то, что отличает Христова ученика от окружающего мира, та самая соль земли, о которой говорит Спаситель в Нагорной проповеди (Мф. 5: 13).

Дорогие участники конференции! Выражаю свою глубокую признательность за ваше пристальное внимание к важнейшим вопросам православной духовности, которые будут обсуждаться на нынешнем форуме. Благодарю организаторов данных встреч, которые уже много лет проходят в стенах Преображенского монастыря. Желаю всем Божьего благословения, плодотворной работы и благословенных успехов в предстоящих трудах!

ПАВЕЛ,

Митрополит Минский и Заславский,
Патриарший Экзарх всея Беларуси

Church.by