Приветствие Митрополита Филарета организаторам и участникам XVII конгресса Renovabis. Фрайзинг, 28-30 августа 2013 г.
28 августа 2013Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Штефан Дартман!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую вас от имени Белорусской Православной Церкви и благодарю за возможность высказаться на более чем актуальную тему XVII конгресса Renovabis.
Свобода и ответственность представляют собой две взаимообусловленные фундаментальные категории новозаветной морали. Полагаю, что нет такого временного промежутка в истории Европы или сегмента ее культурной жизни, относительно которых мы могли бы сказать, что эти темы для них малозначительны, второстепенны.
Всякий раз, о чем бы мы ни думали — о прошлом, настоящем или будущем — мы спрашиваем себя: как стать свободными? Как сохранить свободу? Наконец, что такое свобода? Сталкиваясь с личными или социальными трудностями, мы обычно задаемся вопросом: кто виноват? То есть — кто в ответе за происходящее?
Христиане склонны в этих размышлениях придерживаться учения Слова Божия и руководствоваться опытом представляемой ими Традиции.
Священное Писание говорит, что свобода есть следствие познания истины (см. Ин.8 : 32), притом Христос утверждает, что Он Сам есть путь и истина и жизнь(Ин. 14: 6). В полном согласии с этим учат и апостолы, возвещая, что благодать … и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1: 17). И Святой Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина (1 Ин. 5: 6).
Явление воплотившейся Истины человечеству — вот содержание Откровения Божия. Небесный Отец хочет сообщить людям истину, которая изменит их и окружающий их мир, ради чего и посылает Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 15). Истина спасительна, она побеждает смерть и дарует жизнь.
Приобщенность к истине возлагает на учеников совершенно уникальную роль. Получив наставление в правде Божией, они не призваны бежать из этого мира — напротив, Господь отправляет их мир, говоря им: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16: 15). Обладание истиной сопряжено со способностью и желанием поделиться ею. Свет не может не расточать тьму — так же и истина не может не изобличать ложь. Если мы стоим в правде, то и окружающий нас мир непременно будет менять свойства в нужном направлении.
А если мир всё же не становится лучше?
Господь говорит апостолам, а вместе с ними — и всем нам: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5: 13). Отсюда следует, что если «соль» выброшена и попираема, то это не иначе как оттого, что мы стали пресными, «теплохладными». Вот она — христианская ответственность: виноватых нужно искать не среди «неверных», а в своей среде, в самом себе!
В этом смысле нам всем должно быть понятно, что мера свободы соответствует степени нашей ответственности: мы свободны ровно настолько, насколько мы готовы понести ответственность. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12: 48). Если мы, христиане, считаем себя обладателями Откровения во всей его полноте, если нам «дан Христос», то от кого же еще можно больше требовать, чем от нас?
Быть христианином — значит быть свободным. Быть христианином — значит быть в ответственности за всё! Если мы «ни при чем» и, как говорят в Беларуси, «наша хата с краю», то мы и не свободны, а раз не свободны, то какие же мы христиане? Безответственность есть тень нерелигиозности, которая, обусловливая секуляризм, объясняет и тот антропологический кризис, с которым приходится сталкиваться Новой Европе и всему миру.
Слово и дело христиан насущно необходимы нашему европейскому дому. Но поскольку христианство соборно по своей природе, то и наша ответственность — соборна. Осознание этого заставляет нас следовать путями взаимопонимания и добрососедства.
Давайте же, дорогие друзья, дорожа временем, совместно отстаивать евангельскую позицию перед теми вызовами, которые бросают нам лукавые дни (см. Еф. 5: 16).
От всей души желаю плодотворной работы XVII конгрессу Renovabis. Пусть каждый из участников поделится с другими наболевшим и дорогим для него, откроет для себя что-то новое и с теплыми воспоминаниями вернется домой — в семью, общину, на свое рабочее место.
Спасибо за внимание!
+ Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Пресс-служба Минской епархии