Слово Патриаршего Экзарха за Божественной литургией в Свято-Воскресенском храме города Минска в Неделю 2-ю по Пасхе. 12 мая 2013 г.

12 мая 2013

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Георгий!

Всечестные отцы, братия и сестры!

Христос воскресе!

Радость Пасхи настолько велика, что церковный календарь не считает возможным уместить ее в один день, а посему посвящает этому торжеству целых семь дней, на протяжении которых совершается Пасхальное богослужение.

Сегодняшнее воскресение — особое. Его наступление свидетельствует об окончании Светлой седмицы, почему и называется Антипасхой — тем днем, который в календаре расположен «напротив» Пасхи.

Этот день мы посвящаем воспоминаниям о двух явлениях Христа после Его Воскресения апостолам. В одном Господь предстает перед десятью апостолами, среди которых Фома отсутствовал, а в другом Господь  «после восьми дней» показывает Себя уже одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома. Ранее тот заявил своим братьям в ответ на их заверения о том, что Христос жив: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю  (Ин. 20: 25). Господь, явившись, говорит маловеру: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20: 27-28).

Апостола Фому иногда совершенно несправедливо называют Фомой неверующим. Он не неверующий — он сомневающийся! А сомневающимися в том или ином смысле были все апостолы, о чем им, пророчествуя, и говорит сам Христос: Все вы соблазнитесь о Мне (Мф. 26: 31). Просто у каждого апостола внутреннее борение с искушениями проходило по-разному и с разным результатом: у Иуды Искариота так, а у Фомы или Петра — иначе.

Сомнение — естественный спутник веры. Само по себе сомнение еще не является чем-то злым. Все зависит от его результатов: если мы, как Иуда, разуверяемся и теряем веру, то речь идет о зле. Если же сомнения заставляют нас внимательнее искать, пристальнее вчитываться в Писание, усерднее молиться и вникать в учение Церкви, то речь идет о благе — поскольку в таком случае мы восходим к новым степеням совершенства нашей веры. Ведь вера есть не просто бездумное принятие сказанного, но опытная сопричастность к определенного рода очевидности.

Посему даже сомнения могут стать основой для возрастания не только знаний, но и веры, что прекрасно подтверждается дальнейшим житием апостола Фомы. Раскаявшись в своем неверии, апостол отправился с проповедью в дальние страны, основывая христианские Церкви в Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, и, возможно, даже в Китае. Его духовный опыт настолько убедил его в истинности Воскресения, что он не пожалел своей жизни и принял мученическую кончину за Христа.

И вот сегодня Церковь призывает каждого из нас задуматься об основании своей веры, Краеугольным Камнем которой является Сам Христос. Самое время, преодолев все сомнения и страхи, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фес. 5: 8), прикоснувшись ко Христу и приняв в себя всего Христа в таинстве Евхаристии, вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!» — и поведать всему миру делами своей веры о том, что:

Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!