Слово Управляющего делами БПЦ архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия на пресс-конференции «1025-летие Крещения Руси: Минск». 24 июля 2013 г.

24 июля 2013

Дорогие братья и сестры! Многоуважаемые соотечественники и гости нашей страны! Дамы и господа!

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также при любезной поддержке властей нашей страны, в этом году мы празднуем 1025-летие Крещения Руси — годовщину одного из важнейших событий в истории восточнославянских народов. Это празднование происходит не только на государственном уровне, но и на межгосударственном: соответствующие праздничные мероприятия происходят также в России и Украине, дополняя и продолжая друг друга.

Принятие христианства — важнейшая веха в истории, и не только нашего народа. Не только мы, но и многие народы помнят о датах своего Крещения или же особенным образом чтут тех, кто своими трудами поспособствовал приобщению их предков к учению Христа. И это не случайно, ибо, как об этом сказал еще в античные времена Вергилий, «выбирая религию, мы выбираем свою судьбу» — в данном случае речь идет не просто о частном выборе идеалов и ценностей, а о выборе, который мы воистину можем назвать цивилизационным, значимым в своих последствиях для жизни всего этноса.

У Днепровской купели наши предки приняли Евангельское учение о Боге-Троице, о Боговоплощении, об Искуплении, о Любви и Надежде. Крещение Руси сделало возможным появление на наших землях таких замечательных людей, как преподобный Феодосий Печерский; преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая; святитель Кирилл, епископ Туровский; преподобный Сергий Радонежский; святитель Алексий, митрополит Московский; священномученик Патриарх Ермоген; преподобномученик Афанасий, игумен Брестский; святители Петр Могила, Георгий Конисский и Феодосий Черниговский; многих новомучеников и исповедников, а вместе с ними — и целого сонма иных подвижников веры и благочестия. Жертвенное самоотречение и духовное совершенствование и сегодня для нас служат истинным примером подлинной духовности, высоких нравственных принципов и истинной заботы о ближнем и благе Родины.

Однако Крещение Руси — это событие далеко не одной лишь конфессиональной истории: оно имело поистине глобальные результаты в социально-политической или — возьмем шире — цивилизационно-антропологической сфере.

Стоит отметить великую роль Крещения и его последствий в формировании образа восточнославянской государственности. Благодаря Крещению Древняя Русь стала частью христианской семьи государств, что открыло для нее совершенно иные политические и экономические перспективы. Стали возможны династические связи древнерусских князей с монаршими дворами Европы, что поспособствовало, среди прочего, заключению новых военных и торговых договоров и обеспечило более высокие темпы развития производства. Вместе с христианством Русь восприняла греко-римское наследие с его культурой  правосознания, концепцией правового государства и гражданских свобод. Все это вкупе определило то, что, По выражению святителя Илариона, митрополита Киевского, жившего в XI веке, Русь стала «ведома и слышима… концы земли».

Крещение на самом глубинном уровне изменило этическую модель наших предков. В свете Евангелия были запрещены человеческие жертвоприношения и упразднено многоженство и наложничество. 

Христианство с его уникальным учением о человеческой личности, не только возвысило человека над природой, но и вооружило его определенной автономией по отношению к обществу, внеся тем самым вклад в защиту человека от внешнего произвола.

Христианство сообщило нашим предкам, что люди — это не просто высокоразвитые животные, а то, что они суть «икона Бога», Его образ и подобие.  В этой вести, среди прочего, нам нужно искать корни развития гуманитарных наук, письменности, архитектуры и многого другого. Библейские образы и литургические мотивы вошли в плоть и кровь нашей культуры. Православие, с его призывом к самопознанию, дало толчок развитию культуры и искусства.

Мы знаем, что Киевская Русь как держава распалась. Однако несмотря на то, что наши народы оказывались размежеваны политическими границами, они сохраняли внутреннюю тягу друг к другу, что во многом было предопределено общностью их веры. И сегодня роль Православной Церкви в интеграции белорусского, русского и украинского народов ощутима порой не менее, чем политические и экономические мотивы. Крещение стало основанием для формирования национальной идентичности наших предков, имеющую основание не только в географическом, политическом и политическом факторе, но, как мне думается, прежде всего, в общности веры и духовных ориентиров.

О значимости и последствиях Крещения Руси можно говорить долго. Я, подытоживая, замечу, что раз уж значение Крещения выходит за рамки узко конфессионального значения, то и празднование нашей памятной даты должно выйти и выходит за рамки конфессионального круга.

В честь этого славного события запланировано множество мероприятий.

Уже состоялась международная конференция на тему «Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути», в которой приняло участие несколько сотен специалистов. В Заславле прошел молодежный слет, которому предшествовал крестный ход с разных уголков Минской епархии и Литургия под открытым небом. Кроме этого, даст Бог, пройдут разные «круглые столы», литературные чтения, фестивали, конкурсы школьных сочинений и детских рисунков. Также пройдут тематические выставки — в том числе на базе Национальной библиотеки Беларуси, исторических музеев. Намечены также благотворительные акции, концерты для поддержки детских домов, инвалидов, престарелых. Кроме этого планируется выпуск различной тематической печатной продукции, значков, памятной медали и почтовой марки.

Однако кульминацией нашей праздничной программы, несомненно, является предстоящий визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Предстоятелями и представителями других Поместных Православных Церквей. Как вы все, наверное, знаете, Русская Православная Церковь — не единственная Православная Церковь в мире. Православная Экумена сегодня —  это 15 братских Церквей, и почти от каждой из них мы ожидаем делегацию.

 Среди предстоятелей мы ожидаем с визитом в нашу столицу:

•        Патриарха Александрийского Феодора.

•        Патриарха Иерусалимского Феофила.

•        Патриарха Московского Кирилла.

•        Патриарха Грузинского Илию.

•        Патриарха Сербского Иринея.

•        Архиепископа Кипрского Хризостома.

•        Митрополита Варшавского Савву.

•        Митрополита Американского Тихона.

В торжествах примут участие постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви, члены Синода Белорусской Православной Церкви. Всего в празднествах примет участие более 80 архиереев. Мы ожидаем прибытия в Минск около 50 тысяч паломников из всех епархий нашего Экзархата и сопредельных государств.

В истории Беларуси такое грандиозное мероприятие будет происходить впервые. Все службы Экзархата сейчас пребывают в напряженной подготовке этого визита. Надеемся, что всё пройдет хорошо, и празднество надолго запомнится нашим соотечественникам своим великолепием.

Мы еще раз благодарим А.Г. Лукашенко, а также всех представителей власти, при участии которых формировалась программа мероприятий и осуществляется ее практическое выполнение. Надеюсь, что наши совместные труды и тяготы приведут нас и к совместной радости и благу.

Спасибо за внимание!

Пресс-служба Минской епархии