Мощи равноапостольного князя Владимира прибывают в Беларусь
23 июня 201327 июня
15.00 Прилет мощей из Калининграда в аэропорт Минск-2. Встреча. Молебен в часовне в аэропорту.
16.00 Выезд в Бобруйск.
18.00 Торжественная встреча мощей в Свято-Никольском кафедральном соборе г. Бобруйска (ул. Советская, 76).
28 июня
Святыня находится в Бобруйске.
29 июня
8.00 Молебен у мощей.
9.00 Выезд в Минск в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ул. Притыцкого, 65).
11.00 Прибытие мощей в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
30 июня
Святыня находится в Минске.
1 июля
4.00 Молебен у мощей.
5.00 Выезд в Гомель в Свято-Петро-Павловский собор (парк Луначарского).
9.00 Встреча мощей в Свято-Петро-Павловском соборе г. Гомеля.
2 июля
16.00 Молебен у мощей.
17.00 Выезд в Мозырь в собор святого Архистратига Михаила (ул. Комсомольская, 11).
19.00 Встреча мощей в соборе святого Архистратига Михаила.
3 июля
Святыня находится в Мозыре.
4 июля
3.00 Молебен у мощей.
4.00 Выезд из Мозыря в аэропорт Минск-2.
8.00 Прибытие в аэропорт Минск-2.
9.35 Вылет из Минска в Киев.
Контактные лица:
Бобруйск: иерей Георгий Лебединский, тел. (44) 572-68-89
Минск: протоиерей Олег Шульгин, тел. (29) 255-17-32
Гомель: протоиерей Иоанн Лендел, тел. (29) 691-43-82
Мозырь: протоиерей Александр Шиленок, тел. (29) 316-96-62
Святой равноапостольный князь Владимир: жизнеописание
Великий князь Киевский Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сыном великого князя Святослава. Будущий Креститель Руси родился около 960 года.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русь между сыновьями. Владимиру достался Новгород, Киев — Ярополку.
Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка — христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», — и вступает 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечем».
Византийскую империю в то время сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже мысленно примерял корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.
Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч воинов, принять Святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.
Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Право силы дало Владимиру возможность требовать от императоров руки их сестры. Василию и Константину пришлось смириться с этим и утешить Анну величием ее миссии: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Византии.
В Корсуни Владимир и Анна венчались. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове — императорская корона, в правой руке — скипетр с крестом.
С царевной прибыл посвященный святым патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. Весной 988 года великий князь отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Во главе шествия с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи.
Наступило единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне князь Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг». Священное желание князя было исполнено беспрекословно.
Всюду по Руси святой Владимир повелел ставить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» — словно путеводные знаки, светочи народной святости. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников Феодора и Иоанна.
Киевскую митрополичью кафедру при святом Владимире занимали последовательно митрополиты святой Михаил (†15 июня 991), митрополит Феофилакт, переведенный в Киев с кафедры Севастии Армянской (991-997), митрополит Леонтий (997-1008), митрополит Иоанн I (1008-1037). Их трудами были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир со святым митрополитом Михаилом «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев».
При князе Владимире начинается мирная христианская проповедь среди степных язычников. Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, среди них — живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон (†1000). В далекой Исландии поэты-скальды называли христианского Бога «хранителем греков и русских».
Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после Литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры. 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам...»
В 1011 году умирает супруга князя Владимира, сподвижница многих его начинаний, блаженная Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак — с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.
Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения.
Креститель Руси предал дух Господу 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет (978-1015), из них двадцать восемь лет прожил во святом Крещении.
Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион Киевский. Подвиг князя продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский, в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у его раки в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого римского императора Константина, и сравнивает его благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.
Пресс-служба Минской епархии