17 апреля православные христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим
16 апреля 202217 апреля православные христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи.
Поскольку в символике и событии Входа Господня в Иерусалим важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья. Стояние с ветвями вербы и зажженными свечами — встреча невидимо грядущего Господа и приветствие Его как победителя ада и смерти.
В последние дни Своей земной жизни Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. К тому времени по всей стране шла молва о совершенных Им чудесах: исцелении неизлечимо больных, изгнании злых духов и воскрешении мертвых. Опасавшиеся влияния Христа на народ первосвященники стали думать, как бы погубить Его. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя. Народ встречал Его с пальмовыми ветвями в руках как будущего царя, подстилая Ему под ноги свою одежду и восклицая: «Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне!».
Томясь под римским игом, люди ждали Мессию как освободителя от захватчиков, они верили, что раз Иисус показал себя чудотворцем, воскресившим Лазаря и накормившим 5 тысяч народа, то Он и есть тот земной вождь, который взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былом величии. Но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. Поэтому праздник Входа Господня в Иерусалим одновременно радостный и скорбный, ибо он предшествует дням Страстной седмицы, крестным страданиям Спасителя.
Христос въехал в городские ворота не на лошади, как подобало бы грозному освободителю и триумфатору, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство Божие не «от мира сего» и приходит оно не «приметным образом», но таинственно и тихо, и наполняет собою наше сердце.
Пройдет всего четыре дня, и ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении кричать: «Распни, распни Его!»
С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста. Православная Церковь день за днем, час за часом будет воспоминать последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа. Страстная седмица — особый период в литургической жизни Православной Церкви. В эти дни не совершается память о святых, отменяется поминовение усопших, всё внимание верующих сосредоточено на сопереживании страждущему Спасителю.
Тропарь, глас 1-й
Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Кондак, глас 6-й
На Престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне.