3 апреля скончался реставратор Спасо-Преображенского храма Спасо-Евфросиниевского монастыря Полоцка Владимир Дмитриевич Сарабьянов
04 апреля 20153 апреля 2015 года на 57 году жизни скоропостижно скончался Владимир Дмитриевич Сарабьянов – уникальный художник-реставратор, специалист по византийской и древнерусской живописи, представитель художественной династии Сарабьяновых.
Спасо-Преображенская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря – единственный в Беларуси памятник XII века, где почти полностью сохранилась фресковая роспись. Известно, что на территории Восточной Руси имеется лишь один храм аналогичной сохранности – Спасо-Преображенская церковь (ок. 1140 года) Мирожского монастыря во Пскове.
Фресковая роспись Спасо-Преображенского храма имеет сложную судьбу. В период, когда монастырь занимали иезуиты (1580–1820), фрески были исцарапаны многочисленными латинскими граффити. Неоднократно росписи храма обновлялись и переписывались. Два последних обновления приходятся на 1833 и 1886 годы, когда весь храм был заново расписан масляными красками, но роспись лишь приблизительно следовала древней системе и, в целом, до неузнаваемости искажала древнюю композицию.
В начале 90-х годов к работе по реставрации фресок приступил минский художник-реставратор Владимир Васильевич Ракицкий. С 2007 года, в целях ускорения раскрытия фресковых росписей в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре, к работе были подключены московские специалисты под руководством Владимира Дмитриевича Сарабьянова. Ими были раскрыты росписи алтаря, алтарных столбов и жертвенника. Владимир Дмитриевич разработал методику отслоения фресок, что позволило сохранить росписи XIX века при раскрытии древней росписи, а затем экспонировать ее как движимый памятник.
Благодаря мастерству, таланту и большому усердию Владимира Дмитриевича, древние фрески Спасо-Преображенской церкви обрели новую жизнь, а у всех интересующихся церковным искусством появилась уникальная возможность прикоснуться к прекрасному духовному миру, который созидала в своей обители преподобная Евфросиния Полоцкая в XII в.
Младший сын академика Дмитрия Сарабьянова Владимир Сарабьянов родился в Москве в 1958 году, окончил отделение истории искусства МГУ, руководил реставрацией икон из музеев России и комплексными реставрационными работами по древнерусским фрескам Пскова, Старой Ладоги, церкви Успения на Городке в Звенигороде; а также ансамблей монументальной живописи Московского Кремля и Кирилло-Белозерского монастыря.
В разные годы он принимал участие в реставрации стенописей Успенского и Троицкого соборов Троице-Сергиевой Лавры, Покровского шатра Александровой Слободы и других.
Владимир Дмитриевич – автор более сотни научных работ по истории древнерусского искусства и реставрации древнерусской живописи, 15-ти искусствоведческих книг (в том числе по домонгольским храмам Новгородской земли.) Он был соавтором «Истории древнерусской живописи» (2007), членом редакционной коллегии сборника «Искусство христианского мира», членом Патриаршего совета по культуре, преподавал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
Кроме того, Владимир Сарабьянов принимал активное участие в работе Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия министерства культуры, был членом аттестационной комиссии реставраторов Минкульта, старшим научным сотрудником сектора древнерусского искусства Государственного Института искусствознания.