Памяти почившего архимандрита Кирилла (Бадича): «Я богаче всех — у меня храм есть»

06 октября 2022

V_pamyat_ob_arhimandrite_Kirille_Badichebig.jpgЗа более шести десятков лет своего пастырского служения на хотимской земле архимандрит Кирилл Бадич не пропустил ни одного богослужения, не брал отпуск. За советом и благословением к нему съезжались люди не только из разных уголков Беларуси, но и из-за ее пределов.  

Алексей Петрович Бадич родился 25 июня 1929 года в деревне Рожковичи на Брестчине, относившейся в то время к Польше. Мать, очень набожная прихожанка, певчая в хоре, родила его прямо в притворе местной церкви.

В январе этого же года в алтаре хотимского Свято-Троицкого собора скончался настоятель – добропорядочный и мудрый священник Александр Ольшевский. Через 29 лет Алексею Бадичу предстояло понести пастырское служение в Свято-Троицком приходе.

Величественный пятиглавый собор на три престола был воздвигнут на добровольные пожертвования в память освобождения крестьян от крепостного права. На строительство ушло двенадцать лет. В 1873 году храм был освящен архиепископом Могилевским и Мстиславским Евсевием во имя Святой Живоначальной Троицы, а его приделы — в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Владыку настолько поразили красота и величие Свято-Троицкого храма, что он повелел именовать его собором, о чем была дана соответствующая грамота. Собор отличался внешней красотой, богатством внутренней отделки и хорошим подбором колоколов, самый большой из которых весил шесть тонн.

Главной святыней храма был список Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Сохранилось предание, что когда в XIX веке в местечке разразилась эпидемия холеры, священнослужители, взяв эту икону, обошли Хотимск крестным ходом. С того дня больше никто не заболел. Планировалось пристроить к основному зданию трапезную и колокольню, но планам помешала Первая мировая война. Собором Святой Троицы пришедшие к власти воинствующие атеисты занялись вплотную после кончины настоятеля — священника Александра Ольшевского. Уже в марте 1929 года с колокольни храма сняли колокола. А в 1938 году собор был закрыт и полностью разграблен. Во дворе райисполкома сожгли иконы, церковь обезглавили, звонницу разрушили. Здесь был банк, потом школа механизации, зерносклад, районный Дом культуры. Во время войны немцы разрешили верующим открыть храм, но вскоре превратили его в бастион. А после освобождения города здание долго пустовало. В 1954 году оно снова было переоборудовано в Дом культуры.

...В 1939 году на родину Алексея Бадича пришла советская власть. После того, как раскулачили отца, Алексей стал послушником в Жировичском монастыре. Нес послушание в просфорне, был ризничим. С апреля 1950-го по декабрь 1953 года служил в армии.

DSC03769.jpg

В 1954 году набожный молодой человек поступил в Минскую духовную семинарию. В то время это был мужественный поступок, так как на Православную Церковь обрушилась новая волна репрессий. В 1958 году Алексей окончил курс, а 14 августа 1958 года был рукоположен в сан диакона. После женитьбы и венчания, 18 августа, он был рукоположен во иерея.

Определением епископа Бобруйского Леонтия 21 августа он был назначен на приход в городской поселок Хотимск. По прибытии его взору предстал поруганный собор Святой Троицы.

Нелегко было отцу Алексию, опираясь только на стариков и старушек, противостоять натиску безбожников из райкома и райисполкома. Но молодой священник, с виду не богатырь, был крепок в вере и непоколебим в достижении намеченной цели. А целью было возрождение Свято-Троицкого собора.

Безбожники всеми способами пытались избавиться от «деятельного попа». Попробовали воздействовать на него через жену, для чего вовлекли ее в художественную самодеятельность и приступили к идеологической обработке. Молодая женщина поддалась и затеяла бракоразводный процесс. Увещания мужа были тщетными. Получив свидетельство о разводе, бывшая матушка уехала восвояси.

А буквально несколько дней спустя, в декабре 1960 года, в областной газете появилась публикация, пропитанная духом хрущевского наступления на «религиозный элемент», имевшая целью морально уничтожить отца Алексия.

Предательство жены и хамский выпад в печати стали для отца Алексия большим ударом. Но он нашел в себе силы не сломаться и не бросить все, а вскоре ушел с головой в обустройство прихода. Богослужения он проводил в превращенной в церквушку Покровской кладбищенской часовне, в которой даже электрического освещения не было. Помогал местным детям-сиротам, негласно обучал их Закону Божию. Позже многие воспитанники отца Алексия стали настоятелями храмов Новгорода, Ростова, Владимира, Астрахани, пригородов Москвы и Санкт-Петербурга. В 1962 году отец Алексий вообще чуть было не лишился места, когда по решению местных властей встал вопрос о сносе кладбищенской часовни. Над священником был установлен постоянный контроль, и после каждого «нарушения» следовал вызов в КГБ. И однажды, как и обещали, пригнали бульдозер, чтобы сровнять с землей «рассадник религиозных предрассудков». Не удалось. Живой щит из молящихся прихожан, вставших стеной перед своей церквушкой с зажженными свечами в руках, остановил бульдозериста. Тот развернулся и уехал. А священника для острастки какое-то время продержали под арестом.

Гонители получили эффект абсолютно противоположный тому, которого ожидали. За собственные сбережения настоятель купил дом, из которого отличные плотники ночью сделали алтарь и приставили к часовне. После этого отец Алексий сразу же был задержан и доставлен в районный отдел милиции. Там неистовые стражи правопорядка изрядно покуражились над пастырем: избивали кулаками, осыпали ударами кованых сапог, выбили ему передние зубы, сломали несколько ребер и оставили валяться в подвале.

_MG_6514.jpg

Все священник стерпел мужественно и простил своих обидчиков. Свято верил, молился и… создавал запас строительных материалов. Подготовил письмо к местным властям и начал собирать подписи. Почти 9 тысяч прихожан подписались под прошением. Мечта, казавшаяся несбыточной, стала явью через тридцать три года — в 1991 году здание Дома культуры было возвращено вновь образованному православному Свято-Троицкому приходу.

И начался изнурительный, но отрадный труд восстановления изуродованной и оскверненной соборной церкви. Настоятель, к тому времени удостоенный сана протоиерея, вставал засветло на очередную уборочную смену, которая каждый будний день длилась до позднего вечера.

13 марта 1992 года архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим постриг протоиерея Алексия Бадича в монашество с именем Кирилл в честь святителя Кирилла Туровского. 7 мая того же года иеромонах Кирилл был награжден саном архимандрита.

Реставрация собора продвигалась медленно, так как не хватало средств, хотя доброжелатели вносили посильную лепту. Когда деньги заканчивались, легкий на подъем настоятель ехал их собирать по городам Беларуси и России.

И величественный храм возродился, восстал практически из небытия, стряхнув со своих могучих стен прах безбожных десятилетий. А все потому, что была на это Господня воля и огромное желание настоятеля, обладавшего неуемной энергией и большим организаторским талантом. Чин освящения обновленной соборной церкви совершил в 1999 году Высокопреосвященный Максим, архиепископ Могилевский и Мстиславский.

Не менее значительное событие произошло 13 мая 2004 года. Тогда из Минска в Хотимск был доставлен колокол-благовестник, отлитый в честь 60-летия освобождения поселка от немецкофашистских захватчиков на пожертвования прихожан и меценатов. Его вес – 1 280 кг. Такой колокол был отлит в Беларуси впервые. Еще два колокола были доставлены из Варшавы и Рима. Остальные одиннадцать колоколов, когда-то похищенных из разоренных приходских церквей, священник собрал по окрестным деревням.

Для древних колокольный звон имел большое значение. Он не только собирал на богослужения: в колокола звонили во время стихийных бедствий, испрашивая тем самым у Бога избавления от бед. Об этом свойстве колоколов хотимчане знают не понаслышке. В 1986 году, когда отец Кирилл узнал о случившемся в Чернобыле, колокола Покровской кладбищенской церкви, в которой он тогда служил, не переставали звонить на протяжении трех суток. Хотимск, расположенный по соседству с загрязненными радиацией районами, от Чернобыльской аварии не пострадал…

Более 60 лет пастырства... Тридцать три года молитв и ожиданий. Десятилетия тяжелого труда под шквалом унижений и оскорблений. Архимандрит Кирилл выдержал испытания с честью и стал победителем. За свои труды он не раз отмечался руководством страны и священноначалием. В бытность белым священником отец Алексий Бадич был награжден медалью Преподобного Сергия Радонежского и орденом равноапостольного князя Владимира III степени.

вручение премии за духовное возрождениеВ 2002 году, будучи уже архимандритом, отец Кирилл получил премию Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». В 2005-м, а затем и в 2013 году райисполком вручил настоятелю Свято-Троицкого собора диплом «Человек года», в 2009 году — наградил почетной грамотой «За большой вклад в духовное возрождение».

Все премии настоятель истратил на обустройство храма. Обновлен его иконостас, и теперь он, четырехъярусный, величественно сверкает позолотой в солнечных лучах.

А в 2013 году в рождественские праздники Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет во внимание к усердным трудам во славу Церкви Божией вручил отцу Кириллу орден святителя Кирилла Туровского II степени.

За большой вклад в нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения архимандрит Кирилл был награжден медалью «60 лет победы в Великой Отечественной войне».

На заре церковного возрождения архимандрит Кирилл окормлял приходы одновременно в Брянской, Смоленской, Могилевской областях. Своими ногами исходил всю округу. Добираться приходилось пешком до церквей за 15 км.

собор Хотимск

Отец Кирилл причастен к восстановлению четырех хотимских храмов и часовен, свыше десяти церквей на Могилевщине и Брянщине. В деревне Кузьмичи Смоленской области он восстанавливал Вознесенский храм, сослужил там за Литургией Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, ныне Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Во время одной из встреч с Митрополитом Филаретом (Вахромеевым) Святейший Патриарх сказал, что помнит хотимского подвижника, признает заслуги перед Православной Церковью, и попросил передать отцу Кириллу в подарок посох.

Архимандрит собрал более одиннадцати тысяч имен воинов, погибших в войнах и революциях, а также мирных жителей — жертв оккупантов и сталинских репрессий, и регулярно поминает их по пятницам. Также в Свято-Троицком соборе служат молебны о прекращении абортов — с просьбой об этом к отцу Кириллу обратились местные медики.

За советом к священнику приходят люди из окрестных деревень, приезжают из других городов, из России и Украины, даже из дальнего зарубежья. Обладая энциклопедической памятью, настоятель Свято-Троицкого собора впитал в себя всю историю райцентра. Отец Кирилл хорошо знает каждого его жителя, ведь почти всех он крестил. Только согласно записи его крестников около 45 000.

собор Хотимск

Собор Святой Троицы сейчас является визитной карточкой Хотимска. Храм входит в список историко-культурных памятников Республики Беларусь. Драгоценный камень должен находиться в достойной оправе. «Жемчужину Хотимска» — Свято-Троицкий собор — окружают миниатюрная Спасо-Преображенская церковь, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», крестильное помещение, водосвятная часовня, воскресная школа. Их возведение — также заслуга настоятеля.

Вокруг собора с весны до осени — море цветов, в котором он буквально утопает. В этом тоже заслуга настоятеля, отдавшего немало времени цветоводству. Собор стабильно занимает призовое место при ежегодном подведении итогов районного смотра-конкурса по благоустройству и культуре содержания объектов.

О себе архимандрит Кирилл говорил так: «Я богаче всех — у меня храм есть, поэтому чрезвычайно благодарен Создателю за то, что живу при Церкви и для Церкви. Слава Всевышнему, что он продлевает мои дни для служения Ему и моим соотечественникам!» Бессребреник-архимандрит ничего особенного в своих трудах не видел. Говорил, что все это заслуга Господа. «Храм построить рукотворением, как мы, сложностей нет. Отремонтировать храм души своей — вот тут труд и болезнь, — считал он. — Не случайно преподобный Нил Сорский говорил: „Помышляй о Боге — и ум твой сделается небом. Посещай храм, молись – и душа твоя будет храмом“».

Подготовила Татьяна Амелина по материалам книги А. С. Болдовского «Жемчужина Хотимска»

Church.by

Читайте нас в TelegramViberInstagramВКонтакте