Пастырь добрый. К 100-летию со дня рождения протоиерея Виктора Бекаревича

24 ноября 2015

top.jpgПоминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13:7). Эти слова апостола Павла как нельзя лучше характеризуют нашу благодарную память об отце Викторе, принадлежавшем к известной священнической династии Бекаревичей, история которой насчитывает свыше трех веков.

Перед нами — представитель замечательной плеяды заслуженных белорусских протоиереев, воспитанников знаменитой Виленской духовной семинарии. Кому довелось служить и общаться с этим человеком, тот удостоился особой чести. Искреннюю, неподдельную религиозность отца Виктора дополняли выдающиеся личные качества — глубокая, чистая вера, ум, доброта, народность, патриотизм, умение донести Слово Божие до людских сердец, а также способность утешить всякого человека, сплотить людей, подвигнуть их на дела во славу Божию. Жизнь отца Виктора Бекаревича — удивительный в своей целостности и ясности пример для наших современников, для всех нас. Это пример служения Церкви Божией, народу и Отечеству, служения во всякое время и на всяком месте.

Родился Виктор Васильевич 11 / 24 ноября 1915 года, в день памяти мученика Виктора Дамасского, в селе Великие Дольцы Борисовского уезда Минской губернии (ныне это Ушачский район Витебской области). В 1936 году он закончил Виленскую духовную семинарию. В местечке  Илья встретил и полюбил свою Сашечку — Александру, дочь  священника Владимира Альбова, с которой обвенчался и прожил 66 лет.

Рукоположение Виктора Бекаревича в священный сан состоялось в городе Вильно в 1936 году. На праздник Рождества Пресвятой Богородицы архиепископом Виленским и Лидским Феодосием он был рукоположен во диакона, а в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — во священника. «Школьником, семинаристом, студентом, священником был на глазах у людей», — вспоминал отец Виктор.

Затем была учеба на богословском факультете Варшавского университета, окончить которую помешала оккупация Польши Германией. С началом войны отец Виктор вернулся на родину.

На долю молодого священника выпали тяжелейшие испытания. В сентябре 1939 года Красная Армия освободила Западную Беларусь от поляков. Советская власть не жаловала никакой религии. Приходилось терпеть грубость, матерщину и хамство. В те годы отец Виктор был настоятелем церкви в местечке Илья, а затем настоятелем церкви в честь святителя Николая в селе Латыголь Вилейского благочиния. Трудился, нес Слово Божие, вместе с матушкой Александрой Владимировной воспитывал трех малолетних детей. Но вдруг Латыголь стал перекрестком путей, по которым прокатилась Великая Отечественная. 

Война изменила всё и научила многому, она стала, в своем роде, мерилом человеческих качеств. Всё оказалось на виду: и предательство, и трусость, и лояльность к «новому порядку». Но ярче всего проявилось всеобщее неприятие чужеземных захватчиков, тайная  и явная борьба народа против поработителей.

Служитель Церкви Божией остался верен своему долгу перед Богом, паствой и Отечеством. Отец Виктор активно помогал партизанам в их борьбе с оккупантами. В своем доме под видом работников он укрывал двоих советских разведчиков-диверсантов — Владимира Мурашова и Николая Грачёва, которые в дальнейшем ушли в партизанский отряд. После долгого изучения эти люди доверились молодому священнику, убедились в его порядочности и преданности Родине. 

Латыголь находился в нескольких километрах от города Молодечно и железной дороги. Партизаны, идя на диверсии, оставляли часть взрывчатки в сарае отца Виктора, чтобы использовать смертоносный груз в два захода. Это стало правилом на протяжении всей оккупации. Взрывчатку прятали под навозом, рядом находились корова и прочая домашняя живность. 

И свои, и немцы наведывались по несколько раз в сутки. Каким же надо было обладать умом и смекалкой, чтобы чужих не принять за своих? Ведь было  много и незнакомых людей — кто только не приезжал в дом священника! Приедут в форме — понятно, что немцы, а если в гражданском? Отец Виктор был человеком наблюдательным. Приедут, бывало, вооруженные люди, оцепят деревню и направят пулеметы в сторону леса — значит, немцы, а если в сторону дорог — партизаны. Так было с людьми незнакомыми, а по заданию своих приходилось быть священнику и разведчиком. 

Якобы по церковным делам отец Виктор многократно выезжал на лошади в Вилейку и даже в Минск, привозил ценные сведения военного характера. В столичном Музее истории Великой Отечественной войны экспонируется уникальный документ. Это расписка секретаря Вилейского подпольного обкома ЛКСМБ Шимановича В.И., выданная в 1943 году священнику Латыгольской церкви Виктору Васильевичу Бекаревичу в том, что во время оккупации он собрал среди своих прихожан на оборону 15 тысяч советских рублей и передал партизанам, которые переправили эту сумму в Москву.

Деятельность отца Виктора во время войны — это тема отдельной статьи, здесь всего не расскажешь. Одно понятно: три года человек рисковал своей жизнью и жизнью своих детей ради блага своей Родины. Его могли предать, но не сделали этого: люди любили своего батюшку за доброту, отзывчивость, помощь продуктами, одеждой и защитой от немецких властей. Многих своих прихожан отец Виктор спас от гибели и от вывоза на работу в Германию. Два раза его хотели расстрелять — и немцы, и партизаны, но Господь хранил Своего служителя. В начале 1944 года к отцу Виктору пришел с Пинщины человек, назвавшийся комиссаром партизанской бригады, и рассказал, как на его руках умирал Владимир Мурашов, который просил «разыскать латыгольского попа и передать ему, что он честно погиб за Родину». 

Освобождения ждали с нетерпением. Настрадался народ. И оно пришло в начале июля 1944 года. 2 июля войска 3-го гвардейского механизированного корпуса генерала В.Т. Обухова 3-го Белорусского фронта вместе с партизанами овладели Вилейкой и Красным, а 5 июля освободили Молодечно. «Пришла русская армия», — рассказывал отец Виктор. Солдаты и офицеры были при погонах, очень доброжелательными и родными, не осталось и следа от Красной Армии образца 1939 года. Война изменила и мировоззрение людей, и отношение к Церкви.

В доме отца Виктора часто останавливались офицеры Красной Армии, помогали ему чем могли, особенно продуктами, угощали малолетних детей, вели дружеские беседы на различные темы. В дальнейшем отец Виктор всегда говорил, что он в своей жизни «пережил поляков и большевиков, победил фашистов и встретил русских». Стоит только вдуматься в логическое построение этой фразы — и станет понятной эпоха, прожитая этим человеком. Была, конечно, и проверка населения, находившегося под оккупацией, в результате которой отец Виктор получил справку, подписанную офицером контрразведки СМЕРШ 3-го Белорусского фронта и подтверждавшую, что он являлся связным партизанской бригады «За Советскую Беларусь», действовавшей на территории Вилейщины. Родина достойно оценила заслуги протоиерея Виктора Бекаревича, наградив его орденом Отечественной войны  II степени и многими медалями.

Не менее плодотворной была и его церковно-административная деятельность. С 1951 по 1955 год отец Виктор — благочинный Вилейского округа. С 1955 года — настоятель Аннинского храма в Столбцах и благочинный Столбцовского округа. В апреле 1959 года он был назначен настоятелем Александро-Невского храма города Минска. 

Scan4.jpg

В 1960-е годы, когда по инициативе государственных властей храмы повсеместно закрывались, была попытка отобрать и Александро-Невскую церковь. Власти при этом допустили фальсификацию исторических фактов, утверждая, что храм до войны использовался как мастерская по изготовлению гробов и посему его надлежит вернуть похоронному ведомству. Это утверждение противоречило истине, ибо было хорошо известно, что после того как храм в 1938 году был закрыт на замок, он не открывался до вступления в город немецкой армии в 1941 году.

С разоблачением выступил настоятель храма отец Виктор Бекаревич. Через редакцию «Журнала Московской Патриархии» (№ 10, 1968 год) он сообщил правдивые сведения о храме, особо подчеркнув важность церковного и общественного значения Александро-Невской церкви как храма-памятника русско-турецкой войны 1877-1878 годов, во время которой русские сражались за освобождение Болгарии от турецкого владычества. Убедительность аргументов, изложенных отцом Виктором, побудила власти отказаться от своих намерений.

В 1970 году решением Священного Синода и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена протоиерей Виктор Васильевич Бекаревич был назначен настоятелем Николаевского собора в столице Австрии Вене. Служение в Вене было связано с налаживанием отношений с русской эмиграцией: князьями Раевскими, Разумовскими, Трубецкими и т.д. Отношение русской эмиграции к красной России не нуждается в комментариях. Встретили прихожане настоятеля настороженно. Но ему не пришлось долго доказывать свою любовь к русскому православному народу. Графы и князья полюбили отца Виктора по вере, делам и поступкам, они убедились, что в СССР Русская Православная Церковь действует по своим каноническим законам и воспитывает свою паству в любви к Богу и ближнему. При каждом отъезде на Родину люди просили священника прийти на Красную площадь, поклониться на все четыре стороны и привезти из России горсть родной земли.  Он всем обещал — и обещанное всегда выполнял. На отпеваниях, бывало,  трогало душу, когда усопший лежал в гробу со сверточком земли в руках.

Scan1.jpg

В 1979 году отец Виктор возвратился в Минск и продолжил настоятельское служение в Александро-Невской церкви. Под его руководством были проведены обширные реставрационные работы в храме. «Дом свой украшаем, так почему же Божий дом не привести в порядок, не украсить, не обновить? — рассуждал батюшка. — Люди жертвуют, я им показываю: вот ваши жертвы — в этом камне, в этих фресках, в этом золоте на куполах». В это же время отец Виктор являлся членом епархиального совета Минской епархии и секретарем Минского епархиального управления.

Протоиерей Виктор Бекаревич был хранителем старинных церковных и домашних традиций, сторонником дисциплины и порядка. В тоже время в обращении был прост, свободно общаясь с людьми разного интеллектуального уровня. Общение его с коллективом вне службы было как в старом офицерском собрании: все были равны — и полковник, и поручик, и прапорщик. Он был человеком, не терпевшим несправедливости и лжи, сострадал людям больным и нуждающимся, постоянно занимался благотворительностью. Он жертвовал свои личные сбережения на строительство новых храмов, всегда оказывал материальную помощь матушкам почивших священников. Свою пастырскую деятельность он начал со строительства храма в Илье в 1936 году, а закончил постройкой храма в деревне Понятичи там же, на своей малой родине, в 2002 году.

Как заботливый отец, батюшка занимался воспитанием молодых кадров. Через «школу Бекаревича» прошли десятки ставленников, которые несут сейчас свое служение на белорусской земле. Некоторые из них служат Святой Церкви в архиерейском сане.

Отцу Виктору, примерному пастырю, было не чуждо и человеческое, доброе, земное в лучшем смысле слова. Он имел многодетную семью, посещал театры, болел за футбол, участвовал в заседаниях гражданских комитетов в защиту мира, в работе благотворительных организаций, принимал участие в партизанских встречах. В советское время во многих властных структурах работали бывшие партизаны, которые хорошо знали отца Виктора по совместной борьбе с немецкими оккупантами и поддерживали с ним дружеские отношения, невзирая на противоположность идеологических взглядов. Вполне понятно это партизанское братство, ведь они вместе не один год ходили между жизнью и смертью! Приходилось видеть, как человек, занимавший ответственный пост, на праздновании 70-летия отца Виктора заявил: «Я и сегодня пошел бы с Виктором Васильевичем в разведку». Может быть, поэтому в советское время в нашем храме хоть и по праздникам, но всё же звучал колокольный звон. В те тяжелые для Церкви годы, когда каждое слово контролировалось, отец Виктор смело проповедовал Слово Божие. 

Начиная с 1988 года, с торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси, постепенно наступили благоприятные для Церкви времена. Отец Виктор радовался возрождению Православия и благодарил Господа за то, что дожил до этих лет. Ему дважды довелось встречать в своем храме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и принимать из его рук награды — Патриаршую грамоту и именную икону святого благоверного князя Александра Невского.

Митрофорный протоиерей Виктор Бекаревич за шестьдесят шесть лет своего служения был удостоен самых высоких наград. Русская Православная Церковь наградила его орденами равноапостольного князя Владимира II степени, благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобного Сергия Радонежского III, II и I степени, двумя Патриаршими крестами с драгоценными камнями по случаю 50-и 80-летия со дня рождения и многочисленными почетными грамотами. 

Scan2.jpg

Но самой высокой наградой батюшка считал долголетнее и непрерывное служение Господу Богу у престола Его Церкви. Он был неутомим и не давал покоя молодым. По характеру живой и горячий, он всё делал быстро и вовремя, всегда был в движении. 

Протоиерей Виктор Васильевич Бекаревич преставился ко Господу неожиданно для клира и мирян 17 августа 2002 года. Его отпевание было совершено 20 августа 2002 года митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Почивший был погребен на Северном кладбище белорусской столицы. Все мы, поминая его в молитвах, осознаём, что с ним ушла огромная историческая эпоха. Он многому научил нас, и мы стараемся использовать его богатый духовный и жизненный опыт в воспитании своих детей и нашей паствы.

И до сих пор в поминальных записках прихожан мы очень часто на первом месте встречаем имя отца Виктора, что свидетельствует об общей любви к достойному человеку и доброму пастырю. Господь да упокоит Своего верного служителя в селениях праведных и сотворит ему вечную память!

Протоиерей Павел Боянков,

протодиакон Георгий Коляда,

клирики храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского в городе Минске

Church.by