Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил выставку древнебелорусской иконописи в Национальном художественном музее Республики Беларусь

08 июля 2022

top.jpg7 июля 2022 года Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Заславский Вениамин посетил выставку в Национальном художественном музее Республики Беларусь «Золотой век белорусской иконописи. XVII век».

Выставка посвящена памяти первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета (Вахромеева).

Его Высокопреосвященство сопровождали генеральный директор музея Владимир Прокопцов и председатель Общественного объединения «Белорусский союз художников» Глеб Отчик.   

Перед ознакомлением с экспозицией сестры Свято-Елисаветинского монастыря города Минска исполнили тропарь Минской иконе Божией Матери.

По словам заведующей отделом древнебелорусского искусства музея Елены Карпенко, в начале 2000-х годов, когда велась масштабная реставрация Успенского собора Жировичской обители, было решено заменить иконостас, написанный в традиционном западноевропейском стиле, на иконостас в византийском стиле. Снятые 7 икон, по благословению Митрополита Филарета, были переданы в собрание Национального художественного музея. Иконы были отреставрированы и 5 из них представлены на выставке. Это икона, на которой изображено явление пастухам на грушевом дереве образа Божией Матери, а также иконы 12 апостолов, которые сгруппированы по 2 и по 4.

Специалист пояснила: выставка ценна тем, что многие представленные на ней иконы переатрибутированы – ранее они датировались XVIII веком, а сейчас XVII веком. От этого времени сохранилось мало произведений, потому что XVII век – это период войн и существования на наших землях униатства. Но выставка очень наглядно показывает, что весь период существования иконописи этого времени она сохраняет православный канон, хотя уже и подвержена влиянию западноевропейской культуры.

«Имея то немногое, что сохранилось, мы можем понимать, как развивалась наша культура, и можем свидетельствовать, с какой любовью наши предки, имея немногие средства, старались глубоко выразить свои чувства благодарности и почитания Бога, Божией Матери и святых, – поделился после посещения экспозиции Патриарший Экзарх. – Икона – это окно в горний мир, она призвана к тому, чтобы побуждать человека к молитве. Думается, что современный человек, посетив выставку, найдет для себя много полезного и значимого».

***

Более 120 икон, созданных во второй половине XVI, на протяжении всего XVII и на рубеже XVII–XVIII вв., предоставили на выставку четыре белорусских музея: Национальный художественный музей Республики Беларусь, Музей древнебелорусской культуры Центра исследований белоруской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, Национальный исторический музей Республики Беларусь и Могилёвский областной краеведческий музей имени Е. Р. Романова. Среди этих произведений есть как известные шедевры – гордость музейных собраний древнебелорусского искусства, так и значительное число икон, ранее неизвестных зрителям. Это иконы, расчищенные от многослойных записей белорусскими реставраторами в последние годы, и иконы, реставрация которых еще не завершена, а также памятники, сохранившиеся лишь фрагментарно, но включение их в экспозицию важно для раскрытия концептуальной идеи данной выставки, а именно – для выявления того, как формировался и развивался на протяжении XVII в. новый самобытный стиль белорусской иконописи. 

Выставка подготовлена отделом древнебелорусского искусства музея, ее кураторы – Елена Карпенко и Любовь Сысоева. 

Идея, научная и художественная концепции выставки Юрия Пискуна. 

Работа выставки продлится 
до 24 июля.

Фото: Национальной художественный музей

Church.by

Фоторепортаж