Протоиерей Сергий Лепин: Духовность — это связь между Богом и человеком и между человеками в Боге

26 февраля 2016

top.jpg25 февраля 2016 года председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви, доцент Минской духовной академии, доктор теологии протоиерей Сергий Лепин встретился с кураторами учебных групп Минского колледжа предпринимательства.

Отец Сергий прочитал лекцию на тему «Духовность и/или социальный капитал».

Определяя понятия, священнослужитель подчеркнул: «Духовность — одна из предельных категорий, которой очень непросто дать позитивное определение ввиду того, что она фиксирует в содержании принципиальную инаковость по отношению ко всему тому, с чем мы имеем дело в этом мире. Духовность — это действие Божественного Духа, определяющее в человеке его божественный образ и способность уподобления Творцу. Она, тем не менее, не антоним материальности как таковой — она есть противоположность определенного отношения к ней, выражающаяся в особенной иерархии ценностей».

Протоиерей подчеркнул, что попытки выстроить светское понимание духовности изначально ущербны. «О какой духовности можно говорить, не покидая границы светскости, если душа и дух — религиозные термины? Духовность, понимаемая в светском (де-факто антирелигиозном) ключе, становится проявлением мракобесия и косности, превращаясь в метафору закомплексованности, фанатичности и… пустоты», — сказал отец Сергий.pipl.jpg

«Сегодня по-прежнему много говорят о духовности — в частности, о той роли, которую в ее возрождении должна сыграть Церковь на благо обществу... Но на проверку оказывается, что речь идет не о духовности как связи между Богом и человеком и между человеками в Боге. Иногда речь идет о литературе и оперном театре, — но это, скорее, душевность, а не духовность. И первое, и второе само по себе не плохо. Оно плохо или бесперспективно только в качестве альтернативы духовности, в качестве ее суррогата», — заявил священник.

«Сегодня христианский Бог-Любовь, сотворивший сообразно Себе человека, уже не воспринимается обществом как основа, начало и конец всего сущего. В новейшем европейском сознании библейский императив утрачивает свою исключительную силу и уже не обретается среди конститутивных принципов нашей цивилизации, — признал отец Сергий. — В этом смысле максима Ницше о “смерти Бога” весьма правдоподобна и вполне соответствует наблюдаемому. Причин сему много, и сами христиане — одна из причин. “Мы Его убили — вы и я!” — я продолжил цитату Ницше», — признал протоиерей Сергий Лепин.

При этом, обратил внимание священнослужитель, «о “смерти Бога” на самом деле первым сказал не Ницше, а Писание — правда, в контексте Его Воскресения. Без признания подлинности этой смерти нам никогда не выйти на то, что, собственно, и составляет суть Евангелия: на тему Его Воскресения. Именно поэтому интуиция Ницше в этом моменте была более близка к Евангелию, чем мнение тех, кто свято верил, что во всём том, что представляет из себя современная цивилизация, Бог не умирал, но живет, и у нас по-прежнему всё хорошо».

«Мне хочется верить, что от ницшеанского исповедания “смерти Бога” и признания себя виновными в этой смерти мы рано или поздно придем к провозглашению Его Воскресения», — резюмировал отец Сергий. 

Church.by