Протоиерей Сергий Лепин: Всё, что делает человек, имеет отношение к вечности
10 апреля 2015В этом году Пасха Христова и День космонавтики пришлись на одну и ту же дату — 12 апреля. Накануне праздника корреспондент журнала «Большой» задал одни и те же вопросы летчику-космонавту Олегу Новицкому и председателю Синодального информационного отдела протоиерею Сергию Лепину.
ИЗ ИНТЕРВЬЮ:
К чему должен стремиться человек?
Летчик-космонавт Олег Новицкий:
— К совершенству и гармонии. Создать семью, родить и воспитать детей. Дать им образование, чтобы они стали достойными членами общества. Познание космоса — это тоже очень важно, но не думаю, что все должны к этому стремиться: тех космонавтов, которые сейчас этим занимаются, вполне достаточно. Перед разными людьми ставятся разные задачи, и необходимо их выполнять. Если все полетят в космос, кто будет строить ракеты?
Протоиерей Сергий Лепин:
— Эта жизнь есть прелюдия вечности. Значит, вечность начинается уже на земле. Всё, что делает человек, имеет отношение к вечности: дела либо уподобляют его Богу, либо превращают в пересмешника. Наша всеобщая цель — спасение, на пути к ней каждому приходится решать свои задачи в обстоятельствах своей судьбы и призвания. От каждого Господь ждет личного отклика: соответствующих поступков, поведения, сознания — от священника, учителя, журналиста, ученого, лифтера, комбайнера… Всё очень лично и разнообразно.
Какие проблемы современного мира вы считаете наиболее актуальными?
Летчик-космонавт Олег Новицкий:
— Самая актуальная проблема мира — это мир. Во многих государствах идут локальные, междоусобные войны — например, за полезные ископаемые. Когда летишь над Землей, государственных границ не видишь — хотелось бы, чтобы так было и на Земле.
Протоиерей Сергий Лепин:
— Если говорить о проблемах, с которыми приходится сталкиваться священнику, то они одни во все времена: неверие, безнадежность, нелюбовь, незнание — всё то, что можно назвать словом «грех». Падение нравов отмечали всегда, однако конец времен предполагает среди многих потрясений оскудение нравов в предельном значении. Сегодня приходится переживать крутое приближение к этому условному пределу — объективно и субъективно. Первое связано с постмодернистским уничтожением добродетели как понятия и размытием «традиционных» категорий добра и зла, а второе — с технологическими возможностями: одним кликом мышки мы можем узнать обо всём мире столько, сколько раньше человек не узнавал за всю свою жизнь. Время ускоряется, событий происходит больше, и число дурных новостей, как может показаться, увеличивается не только абсолютно, но и пропорционально.
Что ждет человечество в будущем?
Летчик-космонавт Олег Новицкий:
— Мы в силах построить лунные базы, совершать полеты межпланетные и межгалактические. Главное — созидать больше, чем разрушать. Я верю в светлое будущее человечества.
Протоиерей Сергий Лепин:
— Мы — оптимисты. Христиане ожидают второго пришествия Христа. Он вернется! Настанет момент, когда произойдет воскресение мертвых и суд Божий, правда восторжествует, зло прекратится. «Земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10), но лучшие представители человечества (на языке Библии — праведники) наследуют «новое небо и новую землю», правда, моря там уже не будет (Откр. 21:1).