Вышел шестой номер журнала «Врата Небесные»
18 июня 2018В издание вошли отрывки из записей святителя Димитрия Ростовского, святителя Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьёва), схиархимандрита Гавриила, протоиерея Димитрия Смирнова, священника Виктора Иванова, Николая Пестова, притчи, духовная поэзия, а также статьи, заметки и рассказы:
Ниспровергатели вечных истин
Дорофей Вятич анализирует пороки человечества. Мятется дух всякого человека и отчаянно ищет утешения; и где найти его, как не в Боге? «Сегодня одни заняты поисками Ноева ковчега (даже, якобы, «узрели» его на склоне Арарата), другие увлекают куда-то «цивилизацию», иные молятся и грешат, молятся и грешат… «Цивилизация» достигла уже таких «высот», что дышать нечем, воду пить страшно, уединиться для отдохновения или молитвы негде…»
Маркуша-«чудотворец»
Свой очередной рассказ Елена Кучеренко начинает интригующе: «У меня есть друг. Скажу больше — брат во Христе. Зовут его — Марк. Он же — вор-рецидивист по кличке Филолог. Он же — Маркуша-«чудотворец». И он же — алкоголик «в завязке». Живет Марк в маленьком восточноукраинском городке, куда я часто езжу в гости к своей свекрови…»
Забытая «Вышибалочка»
Во что играют на улице нынешние дети? А ни во что! И хорошо, если рядом окажется взрослый, который, как Лариса Калюжная, захочет вспомнить и показать им игры своего детства: «Игра, о которой я расспросила ее участников, оказалась без особых правил, просто все бегали друг за другом, кто кого “застрелит”. “А какие игры вы еще знаете?” — спрашиваю у собравшихся вокруг меня новоиспеченных “бандитов”. В ответ — молчание, пожимание плечами. “В «Штандер» умеете?”»
Если бы не Ангел Хранитель…
Вы верите в существование Ангела Хранителя? Если нет, то прочтите три необыкновенные истории, записанные Марией Сараджишвили, и в вашей жизни, может быть, станет немного больше радости о Боге и чуда.
Чудны дела Твои!
Рассказы Раисы Серебряковой о скорой Божией помощи тем, кто ее просит. «Небольшая пробка» — история про водителей. У всех у них проблемы в дороге случаются. Только одни на Бога надеются, а другие… «“А ты, поп, Бога своего позови, пусть поможет” — “Обязательно”. Мы с батюшкой синхронно перекрестились, он подобрал рясу и спокойно, чётко произнося каждое слово, сказал: “Мы сейчас, как ты выразился, “поп с дамочкой”, заправимся, разъедемся по своим делам, и всё у нас будет хорошо. А ты, чадушко великовозрастное, как в детстве, поскачешь домой на палочке верхом: цок-цок, цок-цок, цок-цок”.
Место действия «Помолитесь тут» — в больнице, где, по словам автора, «место встреч и откровений, не хуже, чем купе вагона в поезде дальнего следования».
Император-победитель
В материале Юрия Алексеевича любопытные биографические данные и размышления о судьбе великого русского императора: «Эпоха Александра I считается золотым веком России. А самого царя при жизни называли «благословенным». Именно он победил Наполеона — врага человеческого и освободил от его власти не только Российскую империю, но и всю Европу. Он возвратил престолы свергнутым королям, раздал благодетельные конституции, распространившиеся на все земли, подвластные его скипетру. Но почему с годами Александр I всё чаще говорил об оставлении престола? Неужели его волновало что-то большее, чем политика? И откуда взялся старец Феодор Кузьмич?»
Рождение философии у древа искушения
В своем богословском исследовании на тему грехопадения человека архимандрит Рафаил (Карелин) постепенно подводит читателя к выводу: «В библейском повествовании об искушении праотцев мы имеем заключенную, как в генетическом коде, историю главных мировоззренческих систем, которыми человек пытался и пытается заполнить в своей душе бездонную пустоту — потерю Бога».
«Благословите, батюшка…»
Будучи людьми благочестивыми, наши предки знали — без Божиего благословения любое дело обречено на провал. Поэтому даже простое житейское занятие начинали после молитвы и с благословения священника. Чего не скажешь о современных христианах, которые (пусть и по уважительным причинам) чаще всего не понимают ни значения, ни смысла этих действий. Клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Александр Пронин в беседе с журналистом Татьяной Соколович поясняет, что на самом деле означает благословение и в чём его сила.
Облекая в слова невыразимое и непостижимое…
Свое краткое эссе Елена Наследышева начинает со сравнения: «День Святого Духа всегда в понедельник и проходит как-то тихо, буднично, почти незаметно после солнечно-ликующей, звеняще-зеленой службы на Троицу, с ее особыми коленопреклоненными молитвами и большим стечением прихожан». Цитируя слова современных и древних богословов, священников, поэтов, автор пытается размышлять о тайне Духа Святого: «Как трудно уразуметь и облечь в слова всё, что связано с Ним, когда сам ты — тленная материя, пусть и с искрой духа, но плоть и кровь с земными страстями. В общем, грешный человече!»
Отеческие заветы
Проповедь святителя Алексия, митрополита Московского, память которого празднуется 2 июня, полна любви и тревоги за душу каждого без исключения христианина: «Я должен, дети мои, приняв от Бога талант, не скрывать его в земле, а раздать вам, добрым торжникам. Творите же куплю духовную с прибылью, чтобы и я, с великим апостолом Павлом, дерзнул сказать в день судный о вас: вы — похвала моя, вы и радость, вы и венец мой пред Богом!»
Зеленая пуговица
Священник Димитрий Шишкин описывает историю жизни обыкновенной бабушки, смерть которой, однако, была подобна кончине святых монахов-пустынников: «Баба Вера лежала ровненько, “как по струночке”, аккуратно сложив на груди руки, и лицо ее выражало такое умиротворение, такой неземной восторг, что мама долго стояла притихшая и изумленная…»
«Скверные» старички
Писатель умеет замечать в обыденном то, что другие не видят. Вот и Елена Есаулова в очередной раз ярко проявляет это качество и рассказывает, как, на первый взгляд, глупая беседа старичков на уличной скамейке преподнесла случайному прохожему бесценный урок любви и терпения: «“Опять ты, Зинаида, забыла список продуктов, — бурчал дедок. — Учу тебя всю жизнь, а толку чуть? Калоша ты, Зина, старая, дырявая калоша! Всё-то у тебя не так и не то, пропала бы ты без меня, Зина”. Ответ старушки Лялю поразил: “Калоша, милый, калоша, всё верно”, — повторяла бабуля тонким успокаивающим голоском, каким поют колыбельные внукам. — “Пропала бы, Николаша, пропала”».
Письмо царю-батюшке
Свое краткое повествование Юлия начинает так: «В то время мы с мужем и маленькой доченькой жили на съемной квартире, я училась в медицинском институте, малышку только-только определили в детский сад. Неожиданно у мужа начались проблемы на работе, задерживали зарплату на неприлично долгий срок». Дальше автор рассказывает о множестве проблем из-за этого безденежья и о том, как у нее родилась смелая идея: «Матушке Ксении Блаженной мы всегда пишем записки с просьбами, почему бы не написать своему небесному покровителю?» И она написала… святому царю-страстотерпцу Николаю…
Верный залог успеха
«Веру нужно не только обрести — в ней еще надо уметь устоять: слишком много желающих ее расшатать и хорошо зарабатывающих на этом: от всё тех же «проповедников истины» до недобросовестных (их немало) служителей СМИ», — утверждает автор материала Елена Чижевская. И продолжает излагать ход своих мыслей, которые приводят ее к выводу, что «только читающий человек способен совершенствоваться и в вере, и в собственной жизни…»
«Благодарю Господа и преподобного Елисея»
Татьяна Шимко пишет про «одно из удивительных мест белорусской земли — Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. На живописном берегу Нёмана, недалеко от древнего Новогрудка, он возник еще в XIII веке. Много раз разрушался, но всегда восстанавливался». Основой материала стала беседа с сестрой Зинаидой Петрович: «Оказалось: она не только знала схиигумена Серафима, но и вместе с супругом помогала монаху, который многое сделал для возрождения обители».