Вышел тринадцатый номер библейского альманаха «Скрижали»

02 мая 2017

top.jpgИздательство Минской духовной академии опубликовало тринадцатый номер библейского альманаха «Скрижали». Номер издан в серии «Ветхозаветные исследования» по решению кафедры библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры и кафедры библеистики и богословия Минской духовной академии.

Главный редактор — архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии, заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доктор богословия, профессор.

Издание включено в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия.

Зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).

Рекомендовано к публикации Издательским советом Белорусской Православной Церкви.

В альманах вошли научные статьи, посвященные изучению Ветхого и Нового Завета. Авторы статей рассматривают проблемы библейского богословия, текста, перевода, герменевтики, экзегетики Библии.

СОДЕРЖАНИЕ

От редакционной коллегии. Архимандрит Сергий (Акимов)  

Книга Плача (Плач Иеремии) в контексте мировой культуры. Г.В. Синило

Богословие «Великих литургий» освящения Храма при Соломоне и Езекии (2 Пар. 5:5-7:10; 3 Цар. 8:3-66; 2 Пар. 29). Иеродиакон Аркадий (Лозовский) 

Искать Бога и не найти Его. Комментарий к Ос. 5:1-7. Игумен Арсений (Соколов) 

В поисках утраченного Эдема: толкование Еккл. 2:4-12. Архимандрит Сергий (Акимов)  

Календарная проблема «Астрономической Книги Еноха» и кумранской рукописи «Вседневные молитвы» (4q503): от теории к практике. Иерей Александр Юрьевич Зиновкин  

ПРИЛОЖЕНИЕ «Новозаветные исследования»

Эсхатология святителя Викторина Петавийского (на примере толкования XXV главы Евангелия от Матфея). Н.А. Хандога  

От редакционной коллегии

В последние годы журнал «Скрижали» активно печатал статьи, подготовленные аспирантами и докторантами Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД). В настоящее время связи нашего издания с ОЦАД еще более окрепли — главный редактор «Скрижалей» стал заведующим кафедрой библеистики ОЦАД, а один из авторов и членов редколлегии, игумен Арсений (Соколов) — профессором данной кафедры. Поэтому настоящий выпуск издается также по рекомендации кафедры библеистики ОЦАД. Помимо этого, в начале 2017 года «Скрижали» получили рекомендацию Издательского совета Белорусской Православной Церкви, были включены в Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия, и были зарегистрированы в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Все это свидетельствует о росте авторитета нашего журнала, который вступает уже в седьмой год своего бытия.

Научная общественность в России активно обсуждает состоявшееся в 2015 году признание теологии как научной специальности, со времени которого был создан объединенный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по научной специальности 26.00.01 Теология (исторические науки, философские науки), а также был утвержден состав экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации по теологии. В связи с обозначенными дискуссией и процессами неизбежно должно возникнуть и обсуждение вопроса о библеистике как науке и ее месте в системе теологического знания.

Ряд исследователей Библии воспринимают библеистику как историко-филологическую науку, которая изучает Священное Писание только посредством текстологического и литературного анализа. При таком взгляде библеистика отделяется от таких богословских дисциплин, как исагогика, герменевтика и экзегетика. Другие, подготовленные в системе церковного богословского образования, видят в библеистике одну из богословских наук, в которой и текстологический, и литературный анализ являются лишь подготовительными этапами для изучения того, что делает Библию Священным Писанием — ее богословского учения. В этом случае невозможно отделение от библеистики исагогики, герменевтики и экзегетики, а само изучение Писания проходит с опорой или оглядкой на церковную традицию прочтения Библии, отраженную в трудах древних церковных писателей. Представляется, что в настоящее время мы имеем скрытое противостояние двух обозначенных позиций, но в любом случае следует признать, что без текстологии и современного литературного анализа никакое серьезное изучение Библии на современном этапе невозможно. Хотелось бы пригласить авторов и читателей нашего журнала к обсуждению проблемы понимания библеистики и ее отношения к теологии (богословию).

 МинДА / Church.by