Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий: «Зло, выходя наружу, целится в особо значимые, сакральные духовные места»

28 сентября 2013

Противостояние в Сирии набирает обороты. О духовной стороне войны  протоиерей Вадим Кузьмич (г. Новогрудок) беседует с Управляющим делами Белорусского Экзархата, ректором Минских духовных академии и семинарии, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием.

—      Ваше Высокопреосвященство, очень тревожная информация поступает из Сирии: боевики, связанные с «Аль-Каидой», насильно заставляют христиан принимать ислам. Значит ли это, что сирийская революция перешла из политического в духовное пространство?

—      Все, что происходило и происходит с народами и с каждым человеком в отдельности, конечно же, имеет духовный смысл.

Что касается Сирии, то, к великому сожалению, политическое противостояние там действительно переросло в духовное. И это очень тревожно и опасно.

Кроме того, что христиан насильно заставляют принимать ислам, лидеры ваххабитов призывают своих последователей разрушать церкви и монастыри, убивать священников и монахов. Известны случаи, когда православных священников пытали — выкалывали глаза, ломали кости, вырезали органы. Так было, например, с отцом Фаддеем аль-Хаддадом.

Причем, нужно отметить, гонения устраиваются не только на православных, но и на представителей других конфессий. Это массовое явление. А в итоге гибнут безвинные люди, народ ожесточается, хотя сирийцы сами по себе очень миролюбивы.

Дамаск всегда (а ему уже шесть тысяч лет!) считался самой спокойной столицей мира. Христиане и мусульмане, да и другие религии здесь мирно сосуществовали.

—      Теперь, очевидно, это осталось в прошлом... Устроителям нового мирового порядка, Высокопреосвященнейший Владыко, пожалуй, выгодна такая дестабилизация на Ближнем Востоке?

—      Да, новый мировой порядок стремительно наступает и уже стал главной угрозой для гражданских свобод и жизни каждого человека на земле. Глобализационные процессы реально ставят вопрос о кардинальном изменении роли национального государства в современном мире.

Но что несут миру устроители нового мирового порядка? В Писании сказано: По плодам их узнаете их (Мф. 7:16).

В целом ряде стран Ближнего Востока, подогреваемые извне, набирают силу радикальные элементы, расшатывая межконфессиональный мир. И там, где они приходят к власти или хотя бы «берут ситуацию под контроль», начинает литься кровь.

Сегодня вопрос стоит даже не о спасении жизни физической или политической, а прежде всего — о спасении душ, которые пытаются отвратить от Бога, веры, всего доброго, святого.

—      И это тем более прискорбно, Владыко: ведь Сирия занимает особое место среди арабских государств. Именно здесь находятся важнейшие христианские святыни мира.

—      Достаточно сказать, что само слово «христианин» родилось в Дамаске, в одной из первых в мире христианских общин. Антиохийская Церковь, которую возглавляет Патриарх всего Востока, — это один из четырех древнейших Патриархатов православного мира.

Сирийскую Церковь основали почти две тысячи лет назад, еще в 37 году, Первоверховные Апостолы Петр и Павел. Сирия, вместе с Израилем, Ливаном и Иорданией, для всех христиан мира является Святой Землей.

По сей день действует, например, в Маалюле знаменитый православный монастырь святой равноапостольной Феклы, ученицы апостола Павла. В городе расположен еще один древнейший в мире монастырь, построенный в 313 году, — святых Сергия и Вакха, римских воинов, принявших мученическую смерть за христианскую веру.

В этих благословенных местах словно оживает библейская история — она здесь на каждом шагу. Например, на горе Касьюн, вблизи Дамаска, Каин убил своего брата Авеля. А в пещере горы до сих пор краской обозначены места: здесь молился праотец Авраам, здесь стоял великомученик Георгий...

В самом Дамаске есть мечеть Омейядов, где в богатой, красивой гробнице находится могила святого пророка Иоанна Крестителя. Мусульмане также почитают Крестителя Господня Иоанна как пророка.

—      Дамаск, Ваше Высокопреосвященство, неразрывно связан и с именем апостола Павла...

—      О да! Вспомним, о чем говорится в Деяниях апостолов. Когда-то по дороге в Дамаск шел ученый фарисей Савл — один из ярых гонителей первых христиан. Иерусалимский синедрион дал ему поручение расправиться с христианской общиной, обосновавшейся в Дамаске. В местечке Каукаб, в двадцати четырех километрах от сирийской столицы, фарисей вдруг услышал Голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? ..» После этого фарисей Савл уверовал в Господа и стал апостолом Павлом.

В Дамаске сохранился дом святого апостола Анании, где Савл был крещен, а также часть стены, с которой он был спущен в корзине, спасаясь от преследователей.

В 1965 году на месте обращения Савла в апостола Павла была выстроена, благодаря помощи Святейшего Патриарха Алексия I, православная часовня.

В начале третьего тысячелетия православный сириец Самир эль Гадбан и его семья задумали продолжить богоугодное дело. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Патриарха всего Востока Игнатия IV был создан Фонд святого апостола Павла.

В мае 2005 года состоялось открытие храмового комплекса в честь Первоверховного апостола. На него были приглашены не только христиане, но и мусульмане из разных стран мира. И надо сказать, что мусульманские общины Ближнего Востока восприняли новый храм с одобрением.

—      Это удивительно: ведь Сирия, кроме того что она — колыбель христианства, еще и центр мирового ислама?

—      Миролюбивого, гуманного, традиционного ислама, а не ваххабизма, который себя за него выдает. Ислам никогда не был в Сирии воинствующим. Страна испокон веков оставалась открытой для иноверцев — они не чувствовали себя здесь чужаками.

Зло же, как известно, выковывается в преисподней и, выходя наружу, как правило, целится в особо значимые, сакральные духовные места, важные для всего мира.

Русская Православная Церковь неоднократно выступала в защиту христианского населения Ближнего Востока. А в минувшем месяце Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Президенту США Бараку Обаме послание с призывом прислушаться к голосам религиозных лидеров, единодушно выступающих против военного вмешательства в сирийский конфликт, и содействовать скорейшему началу мирных переговоров. Сирия нам дорога ее миролюбивым народом, святынями, историей и Церковью Православной, которой две тысячи лет...

—      Исторически Сирия находится в юрисдикции Антиохийской Православной Церкви — самой древней и уважаемой христианской общины региона. Каково ее общение, Высокопреосвященнейший Владыко, с Русской Православной Церковью?

—      Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются на протяжении многих веков. Устав, церковный канон, монашеское облачение — всё это унаследовала Русская Православная Церковь от Антиохии.

Первым Митрополитом Киевской Руси был араб сирийского происхождения Михаил. В православной традиции он почитается как святитель Михаил, или Михаил Грек, поскольку прибыл из Византии.

В православном мире Антиохийская Церковь, Глава которой носит титул Патриарха всего Востока, является одним из четырех древнейших Патриархатов (вместе с Константинополем, Александрией и Иерусалимом). Русская Православная Церковь — пятый Патриархат — поддерживает самые тесные связи с Антиохийской Церковью.

—      Ваше Высокопреосвященство, к Антиохийской Церкви принадлежали многие выдающиеся святые отцы...

—      Да, из нее вышли великие святые подвижники и защитники Православия. Один из них, Иоанн Златоуст (+ 407 год), родился в Антиохии и был там священником до призвания на Константинопольскую кафедру. Преподобный Иоанн Дамаскин (+ около 780) привел в систему христианское учение веры и был выдающимся богословом, церковным писателем, защитником иконопочитания. А преподобный Иларион Великий (+ около 371) известен как основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков.

В горах и пустынях Антиохии жили знаменитые святые отшельники Иоанн Лествичник и Ефрем Сирин, ставшие основателями обителей.

Столпничество, особая форма монашеского подвига, также возникло в IV веке в Сирии. Его связывают с именем преподобного Симеона Столпника (+ 596), который провел на столпе 37 лет в посте и молитве. Все это неугасаемые маяки нашей веры.

—      Сегодня, Высокопреосвященнейший Владыко, и христиане, и мусульмане по-новому начинают понимать Писания. «Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин»,— писал пророк Исаия в Ветхом Завете. Может быть, он и есть город истории последних дней человечества?

—      В книге пророка Исаии (Ис. 17:1) действительно есть пророчество о Дамаске. Содержание всей 17-й главы многие понимают как описание последней войны на земле — Армагеддона. Правда, существует мнение, что это пророчество о вторжении ассирийцев в 732 году до н.э., в результате которого Дамаск был разрушен.

Я же хочу напомнить вам, дорогие читатели, что Господь наш Иисус Христос о времени Своего Второго пришествия говорил: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой Один (Мф. 24: 36).

Святые апостолы лишь указывали на признаки последних времен. Сроки же известны одному Господу, и зависят они от духовного состояния человечества. Следовательно, не стоит делать поспешных выводов.

Но и оставаться равнодушными нам нельзя, нужно усиленно молиться, чтобы Господь отвел это страшное испытание от народа Сирии, сохранил для потомков эту уникальную землю, дорогую для народов всего мира.

Не только церковные иерархи, но и люди разных конфессий сейчас усиленно молятся о благополучном разрешении сирийского конфликта. При-соедините каждый голос сердца ко всем тем голосам, которые призывают к миру, братству, просят остановить кровопролитие.

Молитва — наше главное оружие. Она — великая сила, способная изменить мир. Ведь всё в руках Божиих.

Новогрудская епархия / Church.by