Белорусские студенты-теологи встретились со сверстниками из Австрии

15 февраля 2013

13 февраля 2013 года в Институте теологии Белорусского государственного университета состоялась международная встреча. Места в конференц-зале заняли студенты I курса, напротив которых расположились представители Объединения католических студентов Австрии — молодые люди из Вены, Граца, Линца, Зальцбурга.

Как стало ясно со слов зарубежных гостей, большинство из них специализируется на светских учебных предметах, среди которых — охрана окружающей среды, машиностроение, музыка, медицина, германистика, юриспруденция, политическая философия. По крайней мере один из них ощущает в себе пастырское призвание — об этом молодой человек заявил сам.

Каждый февраль Объединение католических студентов Австрии организует поездку в одну из стран Восточной Европы. Очередной страной стала Беларусь.

Модератором встречи выступил проректор Института теологии епископ Бобруйский и Быховский Серафим. На встрече присутствовали первый заместитель международного общественного объединения «Христианский образовательный центр» Григорий Довгялло, помощник ректора Института теологии Елена Шимбалёва, выпускник Института диакон Димитрий Шило. От лица гостей слово чаще всего брали духовник Объединения отец Алоиз Кёльбль и председатель Объединения Фабиан Поллесбёк.

Отец Алоиз Кёльбль занимает в университете Граца пост капеллана. Эта традиция сохраняется в государственных университетах Австрии до сих пор. В Грацком университете есть и часовня. Таким образом, верующие австрийские студенты имеют возможность приступить к Таинствам непосредственно на территории своих alma mater. 

Приветствуя австрийцев, епископ Серафим уважительно отозвался о Папе Бенедикте XVI, который несколькими днями ранее заявил о своем намерении уйти на покой. «Это очень хороший и достойный человек», — отметил проректор ИТ БГУ.

Фабиан Поллесбёк поблагодарил руководство Института за приглашение и рассказал об Объединении, лидером которого является. «Мы пытаемся создавать общины католических студентов в университетах, чтобы укрепить свою веру и дать что-то обществу. Проводим совместные молитвы, концерты, конференции», — сказал он. Гость из Австрии подчеркнул: «Мы мало знаем о Восточной Европе. Дело не в расстояниях: от Вены до Минска — те же 1200 км, что от Вены до Рима. Но то, что мы здесь увидели, радикально отличается от образа, который у нас сложился на основе СМИ».

С обеих сторон звучали вопросы: «Вы получили христианское воспитание в семье или пришли в Церковь самостоятельно?» На реплику белорусского студента «В нашей стране сильно дает о себе знать советское прошлое. Многие из нас не воспитывались в христианстве и только были крещены» Фабиан Поллесбёк заметил, что в детстве даже не был крещен и крестился в итоге личного поиска после 20 лет.  

Гости оживленно отреагировали на вопрос: «Как окружающие относятся к тому, что вы католики?» По их словам, объявить о своих католических убеждениях в обществе сверстников значит зачастую спровоцировать либо эмоциональную агрессию, либо спор о папстве, целибате и т.д. Иногда бывает и так, что у человека, позиционирующего себя католиком, другие ищут психологической поддержки, «исповедуются». Зарубежные студенты отмечали также, что формально католиков в Австрии большинство, но практикующих — тех, кто регулярно молится в храме и участвует в Таинствах — мало. В последнее время участились выходы из Католической Церкви, связанные, как правило, с нежеланием платить традиционный для немецкоязычных стран церковный налог.

Белорусы интересовались, много ли в современной Австрии мусульман (в том числе обращенных в ислам коренных австрийцев) и атеистов. Отец Алоиз Кёльбль не подтвердил однозначно ни то, ни другое. Со слов студенческого духовника, мусульманская диаспора в Австрии действительно большая, но случаи перехода в ислам нельзя назвать массовыми, даже если речь идет о смешанных браках. Подлинные атеисты в Австрии, полагает священнослужитель, тоже редкость: самоидентификация «атеист» подразумевает четкий мировоззренческий выбор в пользу принципиального неверия в Бога, а к четкому выбору способны не все.

«Мистичность и таинственность» восточной Литургии и «интеллектуализм» западной мессы, консерватизм православных христиан, «не приемлющих даже дискуссий о возможности женского священства и признания однополых союзов», проблема интеркоммуниона — эти и другие вопросы были затронуты во время дальнейшей беседы.   

Church.by